Меню Рубрики

Влияние сми на сознание современной молодежи. Насколько сильно СМИ влияют на общество? Влияние сми на общество кратко

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие средств массовой информации, формы распространения информации. Организация деятельности средств массовой информации, пути распространения. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями. Профессиональный статус журналиста.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Возникновение массовых коммуникаций. Основные виды средств массовой информации (СМИ). Интернет как особый вид средств массовой информации. Защита прав человека и гражданина в сфере СМИ и телекоммуникаций. Первичность информационно-правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2015

    Роль средств массовой информации в обеспечении деятельности органов местного самоуправления. Опыт взаимодействия Администрации г. Нижний Тагил и средств массовой информации. Определение проблем сотрудничества. Обеспечение открытости деятельности.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2014

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    История становления и развития контрольно-надзорной деятельности государства в сфере массовой информации. Основы законодательства в сфере регулирования деятельности средств массовой информации в современной РФ. Основные задачи и полномочия Роскомнадзора.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2017

    Свобода массовой информации: понятие, конституционная конструкция, законодательство. Первооснова свободы печати. Ответственность за воспрепятствование распространению продукции средств массовой информации, приостановление и прекращение их деятельности.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2012

    Основные положения избирательного права. Обязанности и права средств массовой информации во время избирательной кампании. Формы и порядок ведения предвыборной агитации. Ответственность средств массовой информации за нарушение избирательного права.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

Информации. Телевидение, газеты и журналы, радио и интернет - все это настолько привычно каждому из нас, что мы склонны доверять любому написанному слову. В свою очередь, люди, которым необходима поддержка публики, делают все, чтобы это слово звучало как можно выгоднее.

«Мода» на информацию

В мире бытует мнение о том, что лидер - это человек, который владеет информацией. Можно ли тогда предположить, что каждый из нас имеет возможность стать таким человеком? Отнюдь нет. А все потому, что владеть информацией и принимать к сведению написанное журналистами - две разные вещи.

К сожалению, сегодняшние тенденции склонны не к развитию когда-то редкого и необычного ремесла - журналистики, а, наоборот, к использованию данной профессии в корыстных целях.

Кстати говоря, написание различных статей, съемки реклам и других маркетинговых роликов, эфиры на радио могут работать вовсе не для того, чтобы снабдить людей важной информацией. Чаще всего они существуют, чтобы определенный продукт покупали как можно больше. По сути, журналистика вполне легко может отойти от средства информации к сфере пропаганды и рекламы. Впрочем, именно это сейчас можно наблюдать весьма часто.

Эффективность

Роль СМИ в современном обществе достигла довольно высокой планки. Никакая фирма, ни один политический деятель, предприниматель не становится успешным без влияния СМИ. Доверие людей заслуживается через многочисленные статьи и эфиры. Сознанием практически каждого современного человека владеет некая сила, которая заставляет верить, идти голосовать, поддерживать того или иного представителя.

И действительно, проявление роли СМИ в современном обществе очень возросло. Опять-таки, мы видим, как журналистика и масс-медиа становятся способом «посоветовать» как можно большей аудитории воспользоваться тем или иным продуктом.

Виды СМИ

С большой легкостью можно заметить, что люди выбирают определенную категорию средств информации. Каждый из нас использует один-два источника, которым мы доверяем и которые предпочтительнее для нас. Почему так происходит?

Роль СМИ в жизни современного общества - в удовлетворении его потребностей в основном в двух направлениях: информационном и тематическом. Приведем простой пример: в рубрике «Кулинария» будет преобладать процент женского пола. В то время как на футбольных каналах зрителями в основном являются мужчины. Это связано с интересами каждого из них, если человеку не интересно наблюдать за игрой, он может переключить канал на более любимый - к примеру, кулинарный.

Информационные же потребности гораздо проще определить. Это простые новостные каналы, городские или сельские паблики и страницы в социальных сетях. Они направлены на то, чтобы ежедневно подавать вам информацию о том, что происходит или не происходит у вас в городе или в вашей стране. Кроме того, с помощью подобных информационных источников можно узнать о событиях со всего мира. Таким образом, мы снова видим, насколько роль СМИ в современном обществе увеличивается с каждым годом.

Источник знаний

Сегодняшнюю систему информационных технологий сложно недооценить, согласитесь. Тяжело представить жизнь без интернета, телевидения или популярных журналов. Однако можно ли использовать СМИ в пользу себе?

Век технологий довел нас до того, что для изучения любого языка мира мы может не тратить денег и времени на репетиторов. Именно онлайн-порталы, электронные ресурсы помогают нам выучить что-то или найти нужную информацию.

Что уж говорить о возможностях различных курсов и программ, о которых мы узнаем именно через средства массовой информации? Естественно, не всегда мы получаем знания именно от СМИ, однако именно благодаря им мы можем это делать самыми разнообразными путями.

Влияние на поведение

Вы когда-нибудь замечали, насколько меняют психику людей? Стоит уделить внимание видео или постам любимого блогера, как он становится объектом подражания, его привычки становятся общепринятыми, поведение пытаются копировать и даже покупают такие вещи, как у него.

Можно легко сделать вывод из этого о том, что как СМИ, так и электронные информационные источники имеют огромное влияние на психику человека. Его становится легко подчинить и заставить купить рекламируемый продукт, подражать кумиру, а в некоторых плачевных ситуациях средства информации (чаще интернет-источники) становились причинами трагедий.

Какова роль СМИ в современном обществе и на что именно они влияют? Прежде всего, информация воздействует на мировоззрение каждого человека. От того, что именно он прочитает, услышит, просмотрит, зависит то, как он будет вести себя в жизни. Это можно вполне легко сравнить с поведением ребенка. Ведь те привычки, которые присутствуют у родителей, практически всегда перенимаются их детьми.

Приведем простой пример: если по телевизору ежедневно будет выступать ученый с «доказательствами» того, что черный цвет оказывается розовый, рано или поздно люди этому поверят. Привычное весьма легко может стать странным и необычным, а информация, которой мы владели о каких-то вещах может стать совершенно неактуальной.

Что действительно важно отметить в данной ситуации, так это то, что мировоззрение напрямую влияет на будущее решение, которое человек принимает, помогает определить, как двигаться в жизни и в каком направлении идти.

Проявление в обществе СМИ

Три проявления роли СМИ в современном обществе в том, чтобы давать достоверную информацию, развлекать людей и формировать у них мнение.

Итак, давайте же разберем, через какие источники СМИ так сильно влияет на наше мировоззрение:

  • Прежде всего это газеты, журналы, брошюры и прочее. Конечно, современное общество не привыкло так много читать газеты (да и читать в принципе), как делали это наши дедушки и бабушки. Однако они по-прежнему являются средством донесения определенной информации.
  • Радио. Бывает, мы просто готовим ужин или занимаемся любыми другими делами, а на фоне играет радио. Однако хоть мы в основном не обращаем внимания на него, к некоторым новостям ненароком прислушиваемся.
  • Ну и куда же без телевидения и интернета? Рекламы, клипы, фильмы, сериалы, новостные каналы, каналы развлекательного и научного характера. Практически любая информация мира доходит к нам из этих источников. Вот только в каком именно варианте?

Все эти средства так или иначе формируют наше мировоззрение, навязывают стереотипы и «советуют» поступать именно определенным образом и покупать именно эти продукты.

Причина влияния СМИ

Да, довольно многие люди не поддаются на провокации средств массовой информации, не смотрят телевизор и вообще не интересуются современными масс-медиа. В чем же тут дело?

А дело в том, что роль СМИ в жизни современного общества настолько возросла, что они начинают играть на эмоциях и чувствах. Уже вполне естественно, если вы чувствительный, сентиментальный, к тому же доверчивый человек, то внушить информацию про автокатастрофу, в которой виноват именно этот политический деятель будет легче.

И наоборот, рационально оценивая ситуацию, основываясь только на реальных показаниях очевидцев или официальной статистике, можно сделать свои выводы, не навязанные средствами информации.

Прекрасный совет, который можно дать особо доверчивым, да и обычным людям тоже: вся информация, которую вы получаете через средства массовой информации, говорится и фильтруется людьми, которые для вас чужие. Стали бы вы доверять тем, кого совершенно не знаете?

Ведь в современном обществе огромную роль приобретают СМИ не потому, что они обладают уникальной информацией или способом ее подачи, а потому что заставляют людей верить, даже путем навязывания ложных стереотипов.

Психическое здоровье

Ю. И. Полищук активно говорит о том, что СМИ крайне негативно влияют на психическое здоровье людей.

Он обеспокоен тем, что население России, к примеру, и так подвержено заболеваниям. Большой процент людей ежегодно страдает от различных психических, и не только, расстройств. Это и есть пример роли СМИ в современном обществе.

Именно поэтому был сделан официальный запрос правительству. «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения».

Также указывалась необходимость противодействия тем СМИ, которые вредят моральному и психологическому здоровью граждан.

Достоинства

Давайте все же обсудим и плюсы роли СМИ в современном обществе. Как уже упоминалось выше, средства информации делятся на газеты, радио, интернет и телевидение. Каждое из них имеет определенные достоинства, поэтому давайте соединим их и определим свои плюсы СМИ:

  1. Возможность вернуться к прочитанному, увиденному, прослушанному еще раз, будь то статья в газете, которую можно вырезать или эфир новостей, который легко скачать в интернет-ресурсах.
  2. Доступность. В любое время в любом месте.
  3. Если характеризовать роль СМИ в современном обществе кратко, то это возможность получать любую информацию в независимости от того, насколько вы заняты. Как упоминалось выше, это может быть банальное радио, которое играет в машине.
  4. Оперативность. Не пройдет и часа после какого-либо происшествия, как об этом "затрезвонят" все возможные СМИ.

При этом необходимо помнить, что каждое вышеперечисленное достоинство имеет обратную сторону, поэтому однозначно говорить о вреде или пользе средств информации нельзя.

СМИ в политике

Примером роли СМИ в современном обществе является не что иное, как политика. Естественно, куда же современные политики без масс-медиа? Стоит только начаться выборам, как выразился один журналист, так «в информационной сфере начинается настоящая буря в стакане воды».

Политические деятели продвигают свою программу и методы не только через телевидение, газеты и журналы, интернет и радио. Они умудряются это делать даже с помощью кинематографа. Попросту говоря, политические фильмы сейчас отнюдь не редкость. Да даже в художественных фильмах можно вполне легко встретить фразу с определенной подоплекой.

Таким образом, выйдя из дома, мы получаем массу информации о том, что происходит в мире современной политики, кто баллотируется на предстоящие выборы, а кто уже проводит свою агитацию.

И все же, каким образом политические деятели используют наши средства массовой информации? Данный метод называется политическое манипулирование.

Политическое манипулирование - методы, которые применяют в целях донести определенного рода информацию, подвигнуть жителей к определенным действиям, проводят своеобразную пропаганду. Особенно часто это случается в преддверии выборов от тех, кто баллотируется на какой-нибудь пост и проводит агитационную программу. Того и гляди, найдете в своем почтовом ящике буклет-другой.

Однако помимо невинных буклетов и заказных статей существует целый ряд действий, на которые готовы политики. Тут-то мы и видим, насколько велика современного общества:

  1. Применение лживой информации о себе и своих действиях (в том числе обещаниях).
  2. Частые подтасовки фактов.
  3. Распространение недостоверной информации.

Бывают ситуации, когда, например, террориста называют «борцом за справедливость», «человеком, которые умеет отстоять свои права и права людей», тем самым сглаживая острые углы и применяя красивую лексику.

Используя данные приемы, многие политики действительно достигают вершин с помощью манипуляцией фактами.

Кроме того, помимо воздействия на население с помощью средств информации власть зачастую очень активно отслеживает все, о чем пишут журналисты, сажая в тюрьму всех, кто написал не совсем то, что требовалось, и что-либо «противоречащее» и «оскорбляющее», даже если это являлось правдой.

Отсюда можно сделать выводы, что как СМИ имеет огромное влияние над населением, так и над самими СМИ стоит определенная «верхушка», которая диктует, что именно писать или транслировать.

Роль СМИ в обществе

На тему информации можно писать довольно много статей, публикаций, снимать бесконечные репортажи и задавать детям в школах эссе. Роль СМИ в современном обществе - это воздействие на мнение людей.

Можно с легкостью сделать множество выводов насчет сегодняшних средств информации. То, какое влияние на нас оказывают телевидение, журналы и газеты, радио, даже кинематограф, действительно производит впечатление.

А то, что с помощью СМИ можно с легкостью управлять сознанием людей и внушать им различные мысли, вести к определенным поступкам, даже иногда пугает. Многие журналисты считают, что больше всего доверяют любой информации пожилые люди. Они не склонны думать, что в этом кроется обман просто потому, что в их годы юности СМИ не было развито так активно.

Понадобится довольно много времени, чтобы подумать над технологиями, достижениями человечества и охарактеризовать роль СМИ. В современном белорусском обществе, к примеру, все средства информации представляют собой единую систему. И хоть это не помогает облегчить иногда пагубное влияние данных средств на людей, информация находится в такой же систематизации.

Именно поэтому, прежде чем доверять сказанному по телевизору, услышанному по радио или прочитанному в газете, помните, что ни один человек, кроме действительных свидетелей, не сможет дать вам точные данные и факты, а ведущие всего лишь вводят в вас в поверхностный курс дела.

Коваленко Антон Олегович

Очкова Екатерина Александровна

студенты 2 курса, факультет стандартизации, химии и биотехнологии, ФГБОУ ВПО «МГТУ», РФ, г. Магнитогорск

Подольская Инна Александровна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры политологии и социологии ФГБОУ ВПО «МГТУ», РФ, г. Магнитогорск

Е- mail : inna . podolskaya @ inbox . ru

На сегодняшний день динамика роста объема информации стремительно увеличивается. Информации отводится очень значимое место в современном мире, что не было в традиционном обществе. Привычным делом для большей части населения является просмотр новостей по телевидению, интернету, а также чтение газет и радио.

СМИ не только извещает нас об изменениях в мире, но также оказывает то или иное влияние на наше сознание, мировосприятие и формирование ценностей. Больше всего под влияние попадает молодое и пожилое поколение, так как молодое поколение более мобильное и восприимчивое к новациям, а пожилое поколение более доверчиво. Современная молодежь не представляет жизни без мобильной связи и интернета, а люди преклонного возраста без телевидения и газет, а ведь все это - часть огромной медийной информационной системы. А всей ли информации от СМИ можно верить?

Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое без труда поддается влиянию . Значительная масса людей не имеет собственного мнения, поскольку не приспособлена к теоретическому мышлению, поэтому в результате любая информация из СМИ воспринимается как «правда» и не ставится под сомнение, чем безгранично пользуется телевидение и информационные интернет-сайты. Нужно отметить, что сегодняшние СМИ утратили воспитательную функцию, а стали больше уделять внимание только функции развлечения. Развлекательные программы, сентиментальные сериалы, жесткий юмор - основной спрос потребителей. Многие телеканалы функционируют под лозунгом «зрителям не нужно то, что пробуждает разум и двигает к новым идеям». Получается, что СМИ во многом контролирует наше мировосприятие и направляет нашу жизнь в примитивное русло.

Новые технологии в развитии СМИ несут в себе как положительную, так и отрицательную функцию. Благодаря СМИ «раздвигаются стены квартир до границ планеты». СМИ обеспечивает быструю доставку свежих новостей, просвещает нас о происходящих событиях в мире, дает нам предупреждения о чем-либо, а также снимает социальную напряженность.

Но, мы считаем, что негативного влияния СМИ гораздо больше. Так, например, очень часто мы сталкиваемся с пропагандой на телевидении свободных отношений, что не является нормой во взаимоотношениях между людьми и не ведет к созданию полноценных и прочных семей, а наоборот, разрушает семейные ценности. Не стоит забывать, что семья - это первичная группа, в который мы социализируемся и начинаем осознавать себя полноценной личностью. Разрушение семьи ведет к деградации личности. Популяризация свободных отношений приводит к быстрому росту числа венерических заболеваний.

Постоянно увеличивается количество фильмов, показывающих агрессию, насилие и жестокость. По времени, отведенному на эфир, криминальная хроника занимает одно из главных мест на телевидении. Ежедневно мы слушаем про трупы, перестрелки, захваты и ограбления с насильственным характером. Ученые доказали, что новости с изобилующей информацией про погибших и трупы действительно пользуются популярностью, причем чем больше смертей, тем больше новость вызывает обсуждение и ажиотаж среди зрителей. Люди сами показывают потребность в криминальных новостях, на чем и играет СМИ, пробуждая в людях злобу, а также чувство катастрофизма. В 2003 году глава МВД Борис Грызлов высказал в эфире телеканала НТВ свое отношение к криминальным передачам: «Чрезмерное насилие на экранах ведет к насилию в жизни. Я не сторонник сокрытия преступлений от общества, безусловно, каждый имеет право знать и понимать реальную ситуацию. Я говорю только об одном - делать насилие зрелищем - не лучший способ зарабатывания денег, когда-нибудь оно может коснуться каждого». Из его слов можно понять, что почти все время в эфире предоставлено криминальным передачам, что увеличивает рейтинг телеканала. По нашему мнению, СМИ стандартизируют взгляды людей и их поведения, вырабатывая тем самым единообразие их реакций

СМИ - мощный регулятор общества с целью навязывания ему своей позиции. СМИ недаром называют четвертой властью, но, в некотором роде, ее можно назвать и первой властью, ведь именно у СМИ преобладающее влияние над обществом. Некоторые исследователи массовых коммуникаций говорят даже о грядущей эпохе «медиократии» - власти СМИ, которые не столько отражают и интерпретируют действительность, сколько конструируют ее по своим правилам и усмотрению.

Хотелось бы коснуться еще одного аспекта влияния СМИ на общественное сознание. Долгое время самой популярной новостью остается конфликт на Украине. Начнем с того, что в каждой стране одно и то же событие преподносят гражданам по-разному, вследствие чего может искусственно создаваться и усугубляться конфликт между населением разных стран. С помощью СМИ мы составляем для себя психологический и политический портрет государственного деятеля, партии, государства, страны. За последнее время в США и Европе резко усилились русофобские настроения. В россиянах видят «неотесанных варваров, готовых в любую минуту разрушить все то, что существует на Западе».

Стоит отметить тот факт, что СМИ не оберут на себя ответственности за ту информацию, которую они распространяют. Получается, что сегодня каждый может публиковать любую информацию, как правдивую, так и лживую. Искажение информации - это нормальное явления для мировых СМИ.

В последнее время очень много информации поступает в связи с предстоящим празднованием Дня Победы. Многие западные лидеры не стесняясь пересматривают итоги Второй мировой войны. Например, глава МИД Польши Гжегож Схетына заявил, что Освенцим освобождали украинцы, а не советская армия, и День Победы нельзя отмечать в Москве, так как война там и началась. Премьер министр Украины Арсений Яценюк говорит о том, что именно Украина - страна победительница во Второй мировой войне и так далее. Конечно, это вызывает неприязнь у россиян, однако у граждан своих стран - гордость за свое государство.

СМИ, преподнося политические и экономические новости, пользуются фрагментарным методом распространения информации. Фрагментарная подача информации, дробленая подача информации, придает видимость ее разносторонности, но не дает сформировать целостность картины происходящего. Получается, что это еще один вид манипуляции над гражданами, который затемняет одни события, отвлекая другими событиями. Такая подача информации уменьшает интерес слушателя к событиям экономики и политики, вызывая апатию.

Приведем несколько примеров исследований. Томский институт информационных технологий в 2006 году провел исследование на тему «Влияние СМИ на молодежь». Получилось, что 27 % студентов среди приоритетных качеств по отношению к СМИ выделяет достоверность, а самым популярным источником информации для 79,1 % студентов является телевидение . Интересное исследование провела Э. Ноэль-Нойман на основе эмпирических данных, доказав, что средства массовой информации формируют предполагаемую «повестку дня», то есть представления индивида о том, «что обсуждают другие» . По данным фонда общественного мнения, 90 % россиян узнают о последних событиях по телевидению, и только 18 % - из сообщений прессы . Известное высказывание Уинстона Черчилля о том, что «кто владеет информацией, тот владеет миром» можно перетрактовать, как «кто владеет СМИ, тот может контролировать людей».

Исходя из выше сказанного, можно выделить самые основные функции СМИ: информационная, в малой степени образовательная, функция социализации и критики, мобилизационная функция. На наш взгляд СМИ нуждаются в медиаобразовании. По нашему мнению, куда более респектабельно сделать упор на функции просвещения и образования. Главное, чтобы эти функции привлекали общество к науке, развивали грамотность населения и формировали правильные ценности.

Список литературы:

  1. Жилаеская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2007. - 270 с.
  2. Ноэль-Нойман Э. 1996. Общественное мнение. Открытые спирали молчания. М., 1996. - 56 с.
  3. Фонд общественного мнения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://katpop.narod.ru/ (дата обращения 4.04.2015).
  4. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969. - 275 с.
1

Информации в современном обществе, как показывает анализ литературы, отводится значимое место, которое она не занимала ни в традиционном, ни в модернизирующемся мире. Динамика роста объема информации такова, что ее количество удваивается каждые 20 месяцев против 50 лет во времена К. Маркса 1 . Развивающееся общество требует интенсификации всех информационных процессов при широком использовании средств массовой информации (СМИ). Благодаря возрастающим возможностям СМИ информация с высокой скоростью доходит до потребителя, многократно тиражируется и активно внедряется в сознание масс.

Рост информации породил новую форму общения, которая свойственна урбанизированным территориям с большим скоплением людей, - массовую коммуникацию. Массовая коммуникация понимается как процесс производства массовой информации и ее дальнейшее распространение при непосредственном общении или с помощью СМИ на численно большие и рассредоточенные аудитории. Передача идентичной информации на значительные территории и возможность ее неоднократного и практически одновременного воспроизведения позволяет регулировать воздействие СМИ на массу - субъекта-носителя массового сознания 2 .

Способности СМИ существенно влиять на массовое сознание были подмечены давно. Совершенствование технических возможностей СМИ значительно расширило масштабы манипуляции массовым сознанием, которое легковерно и без труда поддается влиянию 3 . Масса не имеет собственного мнения, поскольку она неприспособленна к теоретическому мышлению, поэтому в результате любое мнение в нее приходится втискивать извне и под давлением 4 , а умелое манипулирование информацией делает возможности внушения масс со стороны СМИ практически безграничными.

В информационную эпоху роль СМИ в формировании общественных ценностей, ориентаций и воззрений значительно возрастает. Медиа все глубже стали проникать в жизнь людей и оказывать динамичное и целенаправленное воздействие на массовое сознание. Это привело к тому, что индивиды, составляющие массу, стали жить в мире «информационных фантомов», насаждаемых СМИ.

На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу - сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.

Широкое разнообразие СМИ (телевидение, пресса, радио, Интернет), казалось бы, должно вести к индивидуализации характера, деятельности и сознания человека, давать ему возможность выбора: смотреть или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал или программу, читать или не читать прессу, слушать или не слушать радиопередачи. Но, на наш взгляд, это только иллюзия, у человека нет выбора. Подавляющее число людей смотрит телевизор, те же каналы, программы и в том порядке, который утвержден регламентом программы передач. Они читают те же статьи в журналах и газетах, которые читает большинство других людей, слушает те же радиоспектакли и информационные выпуски, спеша по своим делам или отдыхая дома.

Сложившаяся ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в тоже время за их развитием стоит фактор, собственно манипулирующий сознанием масс. Именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций.

Однажды Уинстон Черчилль сказал, что тот, кто владеет информацией, тот владеет миром. Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что тот, кто контролирует СМИ, способен активно влиять на воззрения людей, их поведение и в целом на массовое сознание в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - М.: ВЛАДОС, 1994.
  • 2. Ольшанский Д. В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.
  • 3. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». // Фрейд 3. Избранное. Т. l.L: Academic Press, 1969.
  • 4. Ortega у Gasset J. Der Aufstan der Massen. В.: Folk Verlag, 1959.

Библиографическая ссылка

Конюхова Т.В. ВЛИЯНИЕ СМИ НА МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 71-72;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5873 (дата обращения: 31.10.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Влияние средств массовой информации на формирование молодежи

Г.Ю. Бохонов

Студент, кафедра «Технология обработки металлов» МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия

МГТУ им. Н.Э. Баумана, г. Москва, Россия

Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить. Они настолько прочно обосновались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Для нас стало, довольно, обыденным смотреть последние новости по любимому телеканалу, узнавать счёт футбольного матча на спортивном сайте через Интернет, слушать прогноз погоды на день на волнах полюбившейся FM - радиостанции. Начавшееся в середине 20-го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формирования общества совершенно нового типа - информационного общества. Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их ценностных ориентаций, вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Человек, ранее сам лично не сталкивавшийся с той или иной проблемой, благодаря возможностям средств массовой информации (далее СМИ), смог познакомиться с самыми разнообразными проявлениями общественной жизни, составить о них определённое представление и сформировать к ним определённое отношение.

XX столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоения космического пространства. Верно и то, что XX век - век радио и телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале XXI века, телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.

СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей , побуждая их к достижению тех или иных целей. В периоды эволюционного развития структура и функции СМИ, как правило, вносят вклад в устойчивое функционирование общества в целом. Однако в переходную эпоху развития общества отдельные структуры СМИ обретают иные темпы жизни, они могут развиваться вне софункционирования друг с другом и обществом в целом, что проявляется в выражении идей и интересов, иногда далеких от общественных потребностей. Все, что мы узнаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем из СМИ, - считает немецкий социолог Н. Луман. - С другой стороны, о самих СМИ мы наслышались такого, что не можем доверять этому источнику. Мы сопротивляемся их воздействию, подозревая, что нами манипулируют.

То, что средства массовой информации оказывают огромное влияние на личность и, зачастую полностью, формируют общественное мнение, непреложный факт. Мы каждый день получаем из прессы новости и информацию, которая процентов на семьдесят не подлежит проверке. Мы однозначно не всегда можем сказать себе "Да, я там был, это правдивая информация", и поэтому должны просто принимать такие новости на веру, формируя свое мнение из увиденного или услышанного, что, к сожалению, не всегда бывает правдиво. Подрастающее поколение формирует свои мнения и вкусы практически на все сто процентов благодаря журналам, развлекательному телевидению и Интернету; взрослые люди, читающие газеты и считающие просмотр ежедневных телевизионных новостей обязательным, очень большой процент информации, поступившей к ним и переработанной в разговорах с семьей, друзьями или коллегами, постепенно начинают считать собственным мнением. Итог таков - средства массовой информации и коммуникации формируют практически восемьдесят процентов личного и общественного мнения.

Особо сильное воздействие средства массовой информации способны оказать на формирование личности подрастающего поколения.

Молодежь - это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны, и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире.

По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации. Сущностной особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Бессмысленно спорить о пользе и вреде телевидения. Существующее положение в данной сфере педагог изменить не в силах. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует видеоинформация разбоя. Термин "телевизионное насилие" давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. Существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам ориентирует молодежь к последующей агрессии. Было доказано, что теленасилие может стать причиной возбуждения агрессивного поведения. Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна "Прирожденные убийцы". После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые после ареста утверждали, что подражали героям этого фильма.

СМИ являются также источником пошлой информации, порнографии. В телевидении транслируется множество эротических фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет - везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от популяризации моральных устоев здоровых отношений юношей и девушек, ориентируют молодых людей на беспорядочные половые связи. Известный поэт Андрей Дементьев в своем стихотворении «Телекриминал» в этой связи отмечал:

«Пацаны, которым делать нечего,

Для кого безделье - благодать,

Детективы смотрят днем и вечером. Учатся по фильмам...

Убивать»

Помимо негативного влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом, удаляя "информационный голод"; СМИ повышает общую, в том числе и политическую культуру населения; служит для взаимного информирования властей и населения; снимают социальную напряженность;

СМИ задают характерные для современной массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и культурное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.

В связи с возрастающим влиянием средств массовой информации, в том числе телевидения, на социализацию школьников актуальными становятся проблемы определения позиции педагогов в работе с детьми, возможной степени вмешательства взрослых профессионалов в процесс освоения детьми окружающего мира по средствам телевизионной информации. В педагогическом опыте уже имеются отдельные попытки их решения: анализ телевизионных программ на предстоящую неделю и работа с ними в классе; обсуждение телепередач в классе со всеми и в беседах наедине с учеником; использование телепередач в учебном процессе и т.д.

Можно проследить противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.

Сегодня наряду с видеоиграми популярным времяпровождением является компьютерная сеть Интернет. Опыт развития мировых открытых сетей, особенно Интернета, позволяют говорить о начале новой эры в развитии средств и систем переработки информации. В таких сетях пользователь воспринимает себя и воспринимается другими как неотъемлемый компонент единого информационного сообщества.

Одним из негативных эффектов глобальной компьютерной сети является широкое распространение различной информации сомнительного содержания . Следует, отметит, что существуют информационные воздействия, прямо угрожающее психическому или физическому здоровью человека. Довольно часто они формируют морально-психологическую атмосферу в обществе, питают криминальную среду и способствуют росту психических заболеваний. Самыми уязвимыми и незащищенными оказываются наши дети, так они не видят угрозы, которую несет в себе глобальная сеть. Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить в жизни.

Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных на первый взгляд сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. Об этих деталях должен знать педагог и родители каждого ребенка, чей компьютер подключен к Интернету. По результатам недавнего опроса, современная молодежь рискует посетить нежелательный сайт, скачать нелегальное программное обеспечение или ввязаться в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в образовательном учреждении, как полагают многие родители. Все дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов родителей. Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование подростков Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено детям в школе, они с легкостью получают дома ввиду отсутствия внимания со стороны родителей к этому вопросу.

Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе или институте.Но и здесь есть свои недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей и подростков в области информации.

Рассмотрим подробнее, что плохого может приключиться с подростком, если бесконтрольно оставлять его во Всемирной паутине:

Существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать увлечение всеми этими угрожающими их здоровью вещами.

Встреча с опасными людьми в чатах или других областях. По статистике, это самый большой риск. Подростки могут войти в такие не желательные для них компании, как радикальные политические группы, сатанинские культы, сетевые "оргии". Эти группы существуют и в реальном мире, но принимать участие в их сборищах подростку намного легче, сидя за компьютером у себя дома.

Вовлечение в азартные игры. Даже простые игрушки наносят непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и спокойного отдыха, вредя психическому и физическому здоровью.

Подростки сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон. Невозможно запретить ребенку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного и неразумного пользования им в наших силах, для этого нужно научить его правильно вести себя в сети.

В настоящее время Интернет представляет собой "мир" параллельный нашему, в котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много отрицательного. Человек, "входящий" в первый раз в сеть обычно получает хорошее впечатление об Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы, но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.

Полагаю, что педагог, обратившись к проблеме влияния СМИ на молодежь должен изучать способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нашего нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Необходимо, по-моему, ввести цензуру на фильмы с элементами насилия и эротики, на порно-материалы в журналах, газетах, TV и т.д.

Эту проблему нужно решать, не смотря на то, что кому-то это будет не выгодно. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали должны, в первую очередь, характеризовать наше молодое поколение.

Список литературы

1. Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры // Человек и мир. - Саратов: Изд- во СИМСХ. - 2010. - С.79-32.

2. Браун С. "Мозаика" и "Всемирная паутина" для доступа к Internet: Пер. с англ. -М.: Мир: Малип: СК Пресс, 2009. - 167с.

3. Луман Н. Реальность массмедиа // Отечественные записки. - 4.2000. С.431.

4. Хаптаев Ф.Р. Роль СМИ в социальной работе. [Электронный источник]. Режим доступа: http://www.spf. bsu.ru. (Дата обращения: 10.08.2013 г.).

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sntbul.bmstu.ru/

Дата добавления: 06.05.2014


ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Андреев Кирилл Александрович

cтудент, кафедра философии, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, г. Новокузнецк

E-mail: [email protected]

Быкасова Лариса Валентиновна

канд. культурологии, доцент, кафедра философии, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, г. Новокузнецк

В данной статье мы рассмотрим проблему влияния СМИ на сознание современной молодежи. На наш взгляд, данная проблема важна, так как поток информации в настоящее время очень разнообразен и противоречив, поэтому молодежи самостоятельно разобраться в нем зачастую бывает очень проблематично. События, произошедшие в России в 90-е годы XX в., и последовавшие за ними экономические реформы, сломали прежнюю систему социально-политического и духовно-нравственного просвещения молодого поколения. Вследствие этого элементы новой демократической системы образования, воспитания и социальной адаптации молодежи находятся в стадии формирования. Особую роль в процессе создания обновленного общественного сознания играют СМИ. Необходимо отметить, что СМИ являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодежи, так и отчасти его деформацию. СМИ оказывают особое воздействие на психологическое и социальное состояние молодежи, как аудитории с легко внушаемой психикой и неокрепшим самосознанием. В наше время, когда молодежи особенно трудно определить свои жизненные ориентиры, проблему формирования сознания молодежи, ее духовного воспитания необходимо рассматривать как можно чаще. Эта проблема должна волновать общество. Ученые, исследуя влияние СМИ на сознание молодежи, сходятся в одном, что СМИ, воздействуя на общество в целом, воздействует на каждого человека в частности. Общественное сознание, во многом, формируется благодаря СМИ, но при этом и само общественное сознание может регулировать деятельность СМИ.

Общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности под влиянием идеологии и пропаганды, распространяемыми СМИ. Не зря в народе говорят, что СМИ - это «четвертая власть». Кроме пропаганды и других мер воздействия на молодёжь, в частности, и общество в целом, СМИ оказывает влияние на сознание молодежи показом фильмов со сценами насилия. Ученые различают три вида воздействия телевидения на человека или в данном случае на подростка, это: когнитивное проявление - просмотр подростком (зрителем) сцен насилия влияет на восприятие зрителем реального мира, эмоциональное проявление - просмотр сцен насилия вызывает немедленную или долгосрочную эмоциональную реакцию, поведенческое проявление - просмотр сцен насилия влияет на поведение подростка. Различают несколько процессов воздействия поведенческого проявления:

·возбуждение - при просмотре сцен насилия зритель испытывает эмоциональное возбуждение, которое имеет физиологические проявления;

·дизингбиляция - по мере привыкания подростков к сценам насилия, уменьшается сдерживающее действие законов против совершения правонарушений;

·десенсибиляция - при регулярном просмотре сцен насилия люди становятся менее восприимчивыми к жестокости;

·имитация - подростки учатся показанным по телевидению примерам поведения и затем пытаются их повторить;

·катарсис - предположительно дает возможность безопасного выхода агрессивных эмоций посредством просмотра или представления сцен насилия .

Мы предполагаем, что сцены насилия негативно воздействуют на сознание современной молодежи, в результате чего она становятся агрессивной, несдержанной, проявляя девиантные формы поведения. Следует отметить, что не только боевики и фильмы ужасов пагубно воздействуют на сознание молодежи, но и информационные передачи могут оказывать негативное воздействие. Так, например, аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха - в 49 %, разочарования - в 45 % . На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер. Ученые выделяют разные варианты влияния СМИ на сознание молодежи. Некоторые считают, что это все происходит только из-за телевидения или других средств информации. Другие предполагают, что существуют некоторые «третьи факторы» такие как, разные социальные слои, неблагополучные семьи или частота просмотров и т. д., которые в совокупности с просмотром телевизора или интернета, делают молодежь безрассудной и агрессивной по отношению к другим людям. В качестве подтверждения можно привести опрос 1565 лондонских мальчиков английский исследователем Уильямом Бельсоном. В ходе которого, он установил, что те мальчики, которые смотрели фильмы со сценами насилия в большом количестве, в последующие месяцы совершили на 50 % больше правонарушений, по сравнению с теми, кто смотрел эти фильмы в умеренном количестве .

Сложно опровергнуть мнение, что именно телевидение во многом оказывает большое влияние на сознание молодежи. Ведь количество преступлений увеличивалось в тех странах, где начинало появляться и развиваться телевидение. В США и Канаде в период распространения телевидения (1957-1974 гг.), количество преступлений возросло в два раза, в частности убийств, по сравнению с предыдущими и последующими годами. Ярчайшим примером может служить Южная Африка, в которой количество убийств увеличилось в два раза именно после появления телевидения в 1975 г. .

Также после просмотров фильмов со сценами насилия, в которых ко всему прочему образ всесильного человека (человека-бога), которому все дозволено, идеализируется, молодые люди стараются повторить приемы, увиденные в кино, им хочется быть похожими на такого «героя». Например, при опросе 208 заключенных каждые 9 из 10 допускали, что они обучились новым криминальным трюкам, смотря телепрограммы. А каждые 4 человека из 10 признались, что пытались совершить преступления, увиденные когда-то на экране телевизора .

Можно привести пример, еще раз, подтверждающий то, что просмотр фильмов со сценами насилия, оказывают негативное влияние на сознание и поведение детей и подростков. В экспериментах группы исследователей под руководством Росса Парка в Соединенных Штатах и Жака Лайенса в Бельгии обитателям ряда детских исправительных заведений были показаны художественные фильмы: одним - «агрессивные», другим - вполне миролюбивые. Результаты подтвердили, что длительная демонстрация насилия приводит к усилению агрессии у зрителей. По сравнению с неделей, предшествовавшей демонстрации кинофильмов, количество драк в коттеджах, где жили мальчики, смотревшие фильмы со сценами насилия, резко возросло .

В среднестатистической семье телевизор обычно работает по семь часов в сутки, и сцены насилия, которые проникают к нам через экраны телевизоров и мониторы наших компьютеров, делают нас менее чувствительными к жестокости, люди становятся «терпимыми», равнодушными к жестокости, которая совершается на улицах, в общественных местах.

Помимо негативного влияния можно говорить о положительном воздействии СМИ, ведь всю полезную информацию мы получаем зачастую из них, даже температуру большинство людей предпочитают смотреть не по термометру в своей квартире, а по прогнозу новостей или в интернете. Также благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, содержащее в себе отношение социальных общностей к различным проблемам, событиям действительности. Нельзя не обойти вниманием то, что на телеэкране стали появляться и положительные, поучающие передачи: они преподносят детям уроки хорошего поведения, доброты, честности, стараются повысить уровень культуры не только молодежь, но и общества в целом. Стали работать детские каналы на ТВ, появился канал «Россия Культура», созданные для повышения общего уровня культуры в стране.

Группа американских исследователей во главе с Сьюзан Хирольд привела статистические данные 108 исследований, в которых сравнивалось воздействие просмотра просоциальных и нейтральных программ. В результате было обнаружено, что «если зритель просматривал просоциальные программы вместо нейтральных, то уровень просоциальности его поведения возрастал (по крайней мере, временно) с 50 % до 74 %, то есть его можно было уже назвать настоящим альтруистом» .

Помимо экранного насилия существуют еще и многочисленные элементы насилия, а иногда и его открытой пропаганды в аудио-произведениях. Известно пагубное влияние агрессивной музыки на сознание человека, которая может пробудить в нем ненависть, злобу, а если учесть, что слуховое восприятие гораздо сильней зрительного, то прослушивание такой музыки становится одним из важнейших факторов, влияющих на сознание человека. В творчестве музыкантов, песни которых молодежь, в большинстве своем, сейчас слушает, присутствуют призывы к убийствам, к употреблению наркотиков, алкоголя, сигарет и т. д. Молодёжь пытается копировать те модели поведения, которые восхваляются в песнях, музыка для них словно проводник в жизнь, заменяет учителя-наставника. Также аудио-насилие страшно в том плане, что единомышленники, слушающие одну и ту же музыку, затем объединяются в группы панков, анархистов, скинхедов, сатанистов, которые зачастую несут в себе антисоциальный, контркультурный характер .

Иногда, возникают попытки, навести порядок в этом вопросе и оградить подростков от просмотра сцен насилия в Интернете и по телевизору при помощи различных ограничений телевизионных каналов, но по каким то различным причинам эти законы не вступают в силу. Так 10 ноября 2004 г. Госдума приняла в первом чтении поправку в ст. 4 Закона о СМИ («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»), запрещающую показ в электронных СМИ с 7 до 22 часов сцен насилия и жестокости. Предложили установить запрет на показ по телевидению сцен убийства и насилия в передачах, в художественных и документальных фильмах, а также в новостных программах. В период подготовки поправки ко второму чтению в Думу поступило письмо Президента В.В. Путина, который рекомендовал палате «снять законопроект с дальнейшего рассмотрения» .

В.В. Путин напомнил, что запрет использования СМИ в целях распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, уже содержится в ст. 4 действующего Закона о СМИ. Поэтому соответственно поправка принята не была.

Но существуют и другие методы противостояния, идущему с экранов телевизоров, насилию, одну из главных ролей в данном вопросе играет медиаобразование - направление в педагогике, выступающее за изучение массовой коммуникации: телевидения, Интернета, радио и т. д. Задача медиаобразования заключается в том, чтобы подготовить молодежь к жизни в информационном обществе, научиться воспринимать информацию, выбирать из нее лучшее для себя и осознавать последствия её воздействия на психику .

Подводя итоги можно сказать, что средства массовой информации, показывая агрессивные фильмы и передачи, отрицательно воздействуют как на отдельного человека, так и на общество в целом: повышается уровень преступности, у подростков появляются девиантные или делинквентные формы поведения. Современная молодежь теряет духовность и толерантность. Данная проблема переросла рамки одной страны, проблема стала приобретать глобальный характер.

Мы предполагаем, для того, чтобы способствовать росту самосознания современной молодежи, необходимо тщательно отбирать информацию, увеличить штрафы руководителям ТВ-каналов и ТВ-передач, которые ради рейтинга насаждают культ агрессии и жестокости. Целесообразно увеличить количество детских культурно-воспитательных передач, учебно-просветительских и спортивных каналов, которые органично войдут в повседневную жизнь молодежи.

Список литературы:

1. Брайант Д. Основы воздействия СМИ [Текст] / Д. Брайант. - Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. - 432 с.

2. Золотов Е.А. Воздействие аудиовизуального насилия на подрастающее поколение России: историко-культурогический аспект [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Zolotov_EA

3. Майерс Д., Изучаем социальную психологию [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/meirs/22.php