Меню Рубрики

Биография алексиевич светланы александровны. Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь и творчество

Светлана Алексиевич (день рождения 31 мая, 1948 году) - русскоязычная писательница и журналистка из Белоруссии , награждённая Нобелевской премией за творчество в литературе.

Факты биографии детских и юношеских лет

Появилась на свет Светлана Александровна Алексиевич на украинской земле в городке Станислав (сейчас это Ивано-Франковск). Когда папу Александра уволили со службы, семейство перебралось в Белоруссию. Там родители устроились в школу учителями. Как рассказывает сама писательница, её детские годы прошли на хуторе в Винницкой области.

По окончанию среднего образования в 1965 году работала репортёром. Тогда для поступления в университет на журналистику требовался стаж работы по соответствующей специальности. С 1967 года Светлана Алексиевич успешно учится в университете. За период учёбы не раз ей присуждали звание лауреата всесоюзных и республиканских конкурсов среди студентов.

Дальнейшая биография

После университета её распределили в Брестскую область, в районную газету города Берёза. Спустя год она перебралась в республиканскую «Сельскую газету». С 1976 года стала возглавлять один из отделов журнала «Нёман», в котором проработала восемь лет.

Большое влияние на творчество Светланы Александровны Алексиевич оказали произведения Алеся Адамовича в жанре романа-свидтельства. Этот новый жанр «соборного романа» или «эпически-хоровой прозы» был придуман и разработан А. Адамовичем. Его необычный стиль указал начинающему литератору свою дорогу в художественной публицистике.

Творчество

Первая книга была написана ещё в 1976 году, но её набор рассыпали. Она называлась «Я уехал из деревни» и повествовала от лица деревенских жителей, которые уехали жить в город. Произведение не опубликовали, а Светлану Алексиевич обвинили в антиправительственных и антипартийных взглядах.

Известное произведение «У войны не женское лицо», вышедшее в 1984 году в журнальном варианте, составлено по воспоминаниям женщин - участниц войны. На сегодняшний день тираж этой книги достиг двух миллионов. В 1985 году вышла в печать книга «Сто недетских рассказов», написанная по воспоминаниям людей, переживших войну ребёнком. Она часто издавалась и многократно отмечена критикой.

В 1989 году была напечатана книга «Цинковые мальчики», написанная словами несчастных женщин, потерявших своих сыновей в Афгане. Для написания произведения Светлана Алексиевич 4 года собирала материалы, съездила на афганскую войну. За эту работу автора судили.

В 1993 году вышла в свет книга «Зачарованные смертью». Она повествует о людях, не нашедших своё место в современном мире без социалистической идеи. О тех, кто решил покончить жизнь самоубийством. Через четыре года издана книга «Чернобыльская молитва», составленная из записей разговоров с очевидцами Чернобыльской аварии. Весь тираж зарубежных изданий превысил 4 миллиона, произведение получило три большие премии.

Книги

1. Время секонд хэнд.

2. Зачарованные смертью.

3. Последние свидетели (сто недетских рассказов).

4. Последние свидетели. Соло для детского голоса.

5. У войны не женское лицо.

6. Цинковые мальчики.

7. Чернобыльская молитва. Хроника будущего.

Личная жизнь

По признанию писательницы, личная жизнь её сложилась как у многих, не очень счастливо. «Всё время печаль, ожидание чего-то…». Главное для неё сохранить внутри себя равновесие и дружелюбие к миру. В настоящее время писательница пишет книгу о любви. Она замечает, что любить людей ей становиться всё труднее.

Светлана Алексиевич взяла на воспитание дочку рано ушедшей из жизни сестры. Других детей в семье Светланы Алексиевич нет. В интервью с писательницей о личной жизни она предпочитает не распространяться. Даже в биографии, написанной самой Светланой Алексиевич, нет сведений о её личной жизни.

Последние два года Светлана Алексиевич живёт у себя на родине в городе Минске, хотя здесь её произведения не печатают и судят. По словам писательницы, ей хочется пожить дома, где все друг друга понимают на знаковом уровне. До этого она долго эмигрировала. Была в Италии, Германии, Франции, Швеции. Личная жизнь писательницы за границей – тайна за семью печатями.

О Нобелевской премии

В октябре этого года Светлане Алексиевич присудили Нобелевскую премию. Её творчество назвали многоголосным, её произведения стали памятником страдания и мужества. Сообщение о вручении Нобелевской премии Светлане Алексиевич было воспринято по-разному как в России, так и в Белоруссии. Многие думают о политической мотивации в выборе претендента. Не смотря ни на что, это знаменательный факт в биографии Светланы Алексиевич.

О России, о Крыме, о Путине

При вручении Нобелевской премии Светлана Алексиевич подчеркнула, что о культуре России она ничего плохого сказать не может. Театр, балет, ...- замечательный «русский мир», который она принимает. «Мир Берии, Сталина, Путина… - это чуждый мне мир, я не люблю его», - говорит писательница.

Она называет современную Россию ямой, бездной, имеющей ядерное оружие, сумасшедшие геополитические идеи и полную безграмотность в международном праве. Всё это внушает ей ощущение поражения.

Писательница осуждает политику России в отношении к Украине. Светлана Алексиевич, комментируя вооружённый конфликт, который произошёл в Крыму, говорит, что страшно, когда люди убивают друг друга. Она объясняет это тем, что за последние двести лет люди очень много воевали и жили очень плохо, всё это она откровенно отражает в своём творчестве.

Светлана Алексиевич – активная антисоветчица, известная своим осуждением внутренней и внешней политики российского главы Путина.


Белоруссия Белоруссия

Род деятельности прозаик , журналист Направление нон-фикшн Жанр повесть Язык произведений русский Премии Нобелевская премия по литературе ()
Награды alexievich.info Файлы на Викискладе Цитаты в Викицитатнике

Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо », «Цинковые мальчики », «Чернобыльская молитва », «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма .

Биография

Светлана Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в западноукраинском городе Станиславе . Отец - белорус, мать - украинка . После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Белоруссию , отец и мать работали сельскими учителями . Мать отца умерла от тифа в партизанах , из троих её сыновей двое пропали без вести , а отец Светланы Алексиевич вернулся с фронта. Отец матери погиб на фронте . Прадед отца тоже был сельским учителем . По её словам, всё своё детство провела в украинском селе, в Винницкой области .

В 1965 году окончила среднюю школу в Копаткевичах Петриковского района Гомельской области.

В 1972 году окончила факультет журналистики БГУ , начала работу в «Маяке коммунизма» - районной газете в Берёзе Брестской области. В 1973-1976 годах работала в белорусской «Сельской газете», 1976-1984 годах - руководитель отдела очерка и публицистики журнала «Нёман» .

В 1983 году по рекомендации белорусских писателей А. Адамовича , Я. Брыля , В. Быкова и В. Витки , принята в Союз писателей БССР и СП СССР .

Творчество

Светлана Алексиевич работает в художественно-документальном жанре. Маша Гессен называет её «хранительницей памяти» . Среди своих учителей она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова . Все книги С. Алексиевич основаны на многочасовых интервью с людьми, пережившими какое-то сложное событие или с их выжившими родными и близкими. На написание каждой книги уходит от пяти до семи лет.

Первая книга Алексиевич «Я уехал из деревни » - собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город - была подготовлена к печати в 1976 году, однако набор книги был рассыпан по указанию отдела пропаганды ЦК Компартии Белоруссии за критику жёсткого паспортного режима и «непонимание аграрной политики» партии. Впоследствии автор отказалась от публикации, считая книгу излишне «журналистской» .

Первая опубликованная книга Алексиевич «У войны не женское лицо » была написана в 1983 году. Эта документальная повесть, основанная на интервью с советскими женщинами, участвовавшими в Великой Отечественной войне , была впервые опубликована в журнале «Октябрь» в начале 1984 года (в журнальном варианте) , ещё несколько глав вышли в том же году в журнале «Нёман». Книга, чьи героини были санитарками, лётчицами, снайперами, переводчицами, врачами, радистками, представляет особый женский опыт войны. Часть сведений была вычеркнута из книги цензорами (обвинявшими автора в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины) или самим автором [ ] ; в более поздних изданиях многие из этих пропусков восстановлены . В 1985 году книга вышла отдельным изданием одновременно в нескольких издательствах, общий тираж к концу 1980-х достиг 2 млн экземпляров . По книге было поставлено множество спектаклей. Публикации книги предшествовало создание по сценарию Светланы Алексиевич режиссёром Виктором Дашуком одноимённой серии семи документальных телефильмов (1981-1984).

Вторая книга писательницы, «Последние свидетели : книга недетских рассказов » (1985, в последующих изданиях использовались варианты подзаголовка «Соло для детского голоса», «Сто недетских колыбельных», «100 недетских рассказов») основана на воспоминаниях детей, которым во время Великой отечественной войны было от шести до двенадцати лет. Это свидетельства «невозможности пережить память травмы» . Третья книга - «Цинковые мальчики » (1989) - посвящена Афганской войне и названа так потому, что тела погибших солдат доставлялись на родину в цинковых гробах. Основанием для книги стали интервью с матерями погибших солдат, а также с вернувшимися с войны участниками афганской кампании. Герои этой книги «рассказывают истории своей боли и потерь на фоне двух событий: десятилетней войны в Афганистане и радикального раздора в самой сердцевине советского общества» .

Книга 1993 года «Зачарованные смертью » посвящена самоубийствам, вызванным эпохой резких социальных перемен в бывшем Советском Союзе . В 1997 году опубликована «Чернобыльская молитва », написанная на основе бесед со свидетелями Чернобыльской катастрофы : ликвидаторами, членами семей погибших пожарных, переселёнными жителями. Книга имеет подзаголовок «хроника будущего» и показывает одновременное развертывание двух катастроф: техногенной и социальной, во время которой «ушел под воду огромный социалистический материк» . В 2013 году выходит книга «Время секонд хэнд », посвящённая феномену «советского человека» и травме, вызванной распадом социализма. С. Алексиевич разъясняла: «За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип - homo soveticus . Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его „совком“. Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он - это я. Это мои знакомые, друзья, родители» .

Книги Алексиевич образуют цикл, который она определяет как «хронику Большой Утопии» или историю «красного человека» Работа над циклом продолжается .

В конце 1990-х годов была начата работа над книгой «Чудный олень вечной охоты », включающей рассказы о любви, по состоянию на октябрь 2015 года работа над книгой продолжается .

Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, французский, немецкий, шведский, польский, китайский, норвежский и другие языки . Общий тираж иностранных изданий «Чернобыльской молитвы» составил более 4 миллионов экземпляров .

К 2015 году Алексиевич стала лауреатом множества иностранных литературных премий и наград. Среди них - премия Ремарка (2001), Национальная премия критики (США, 2006), приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии «Большая книга» (2014) за книгу «Время секонд хэнд», премия Курта Тухольского «За мужество и достоинство в литературе», премия Андрея Синявского «За благородство в литературе», российская независимая премия «Триумф», лейпцигская книжная премия «За вклад в европейское взаимопонимание», немецкая премия «За лучшую политическую книгу» и премия имени Гердера. В 2013 году Алексиевич стала лауреатом Международной премии мира немецких книготорговцев ; получила золотую медаль белорусского конкурса «Брэнд года-2013» .

В 2013 году Светлана Алексиевич считалась одним из претендентов на Нобелевскую премию по литературе , однако премию получила канадская писательница Элис Манро .

В 2015 году Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе с формулировкой «за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время» . Светлана Алексиевич - первый нобелевский лауреат в истории независимой Белоруссии; она стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе . Впервые за полвека премия была присуждена писателю, преимущественно работающему в жанре документальной литературы; при этом впервые в истории Нобелевская премия по литературе присуждена профессиональному журналисту . Денежный приз премии составил 8 млн шведских крон (около 953 тыс. долларов на момент присуждения) .

Литературная критика

Отмечая традиции белорусской литературы в творчестве Алексиевич, белорусский поэт Владимир Некляев заметил, что если вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели », то всё творчество Алексиевич - из документальной книги Алеся Адамовича, Янки Брыля и Владимира Колесника «Я из огненной деревни». Он также отметил, что заслуга Алексиевич в том, что она сделала возможным прорыв белорусской литературы в литературу европейскую .

Российская критика по-разному оценивает творчество Светланы Алексиевич. Одни критики называют её «блестящим мастером художественно-документальной прозы» , выдающимся гуманистом и «народной писательницей» , другие характеризуют творчество Алексиевич как спекулятивно-тенденциозную журналистику .

По мнению российской писательницы Татьяны Толстой , Алексиевич работает грубыми методами, «на выжиманиях слезы».

Книги Светланы Алексиевич определяют как документальную прозу, романы-оратории, романы-свидетельства, коллективные свидетельства, эпический хор, документальные монологи, литературную журналистику, репортаж, нон-фикшн, «живые голоса» . Сама писательница определяла жанр, в котором работает, как «историю чувств» . По оценке писателя, главного редактора «Литературной газеты » Юрия Полякова , книги Алексиевич, написанные в жанре «публицистики-журналистики», так и не стали большой литературой, а представляют собой «имманентное фрондёрство» .

Американский журналист Александра Альтер ставит Алексиевич в один ряд с такими мастерами жанра нехудожественной прозы в масштабе романа, как Трумен Капоте , Норман Мейлер и Джоан Дидион . Специалист в области этики Линда Хоган считает, что в своих книгах она поднимает сложные философские вопросы . Швейцарский социолог Жан Россио в своей рецензии на «Чернобыльскую молитву» в 2000 году отмечает, что автор не навязывает свою оценку событий и не выдвигает обвинений, но подталкивает читателей к коллективной работе памяти о человеческих и социальных последствиях Чернобыльской катастрофы и что продвигать её книги «этически необходимо». По мнению Елены Гаповой, тексты Светланы Алексиевич представляют собой «образец моральной философии, способ обсуждения этических вопросов, прежде всего проблемы поиска смысла страдания, осуществляемого советским, а затем постсоветским человеком» в условиях огромного социального сдвига .

Политические взгляды

Свои убеждения определяет как социал-демократические , так как социал-демократия, по её мнению, «более смягченный вариант перехода» к капитализму . Алексиевич последовательно выступала против политики президента Александра Лукашенко . Государственные издательства Белоруссии прекратили выпуск её книг после прихода А. Лукашенко к власти . В то же время, она критиковала оппозицию за то, что в ней «нет политиков», а есть «культурологи, мечтатели и романтики» .

На читательской встрече в Варшаве 13 мая 2015 года, посвящённой выходу книги «Время секонд-хэнд», Алексиевич, комментируя вооружённый конфликт на востоке Украины , заявила: «Это страшно, что вместо того, чтобы разговаривать, люди начинают стрелять в друг друга. Но я бы не сказала, что это только в русском народе» [прояснить ] . Она добавила, что литература «должна писать о том, что надо „убивать“ идеи, надо спорить, а не убивать людей», и объяснила идущее кровопролитие наследием прошлого: человек «за последние 200 лет почти 150 лет воевал. И никогда не жил хорошо». Кроме того, считает Алексиевич, жителей постсоветского пространства «вначале 70 лет обманывали, потом ещё 20 лет грабили», в результате чего среди них появились «очень агрессивные и опасные для мира люди» и сформировались низкая ценность человеческой жизни и приоритет величия государства над качеством жизни . С момента вооружённого конфликта регион [прояснить ] не посещала и не планирует .

На пресс-конференции 8 октября 2015 года, в день присуждения Нобелевской премии, Алексиевич противопоставила «добрый русский мир , гуманитарный русский мир, тот мир, которому до сих пор поклоняются все - литературе, балету, музыке великой» нелюбимому ею миру Берии , Сталина , Путина и Шойгу . Такое отношение вызвано тем, что, по её мнению, ситуацию в России спровоцировали так, что «86 % людей стали рады тому, как убивали людей в Донецке, и смеялись над этими „хохлами“» .

Литературные произведения

Фильмы и театральные постановки

Фильмы по сценариям Светланы Алексиевич

Фильмы по мотивам книг Светланы Алексиевич

Театральные постановки и телеспектакли

По книгам «У войны не женское лицо» и «Цинковые мальчики» было поставлено несколько театральных спектаклей .

Две постановки «У войны не женское лицо» вышли на экраны как телеспектакли :

Также ставились спектакли по книгам «Зачарованные смертью», «Чернобыльская молитва» ; по книге «Последние свидетели» композитор Владимир Магдалиц написал и поставил симфонию-реквием.

Награды

Примечания

Комментарии Источники

  1. Кто есть кто в Республике Беларусь - Białystok : Podlaski Instytut Wydawniczy , 2000. - С. 14. - 313 с. - ISBN 978-83-913780-0-7
  2. Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. Т. 1: А - Аршын - Мінск : 1996. - С. 243. - 552 с. - ISBN 978-985-11-0036-7
  3. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі ў 6 тамах. Том 1 - Мінск : (untranslated) , 1993. - С. 100. - ISBN 978-5-85700-074-8
  4. Светлана Алексиевич: Фильмография
  5. Нобелевскую премию по литературе получила Светлана Алексиевич , Газета.Ru (8 октября 2015). Дата обращения 8 октября 2015.
  6. Светлана Алексиевич опровергла слухи о своей смерти (неопр.) . Вести.Ru (18 мая 2017).
  7. Светлана Алексиевич (неопр.) . Иносми.Ru (18 мая 2017).
  8. РИА «Новости», 21 июня 2017. Запад - о русских без цензуры. Что на самом деле сказала Алексиевич
  9. Светлана Алексиевич, Галина Дурстхофф. Светлана Алексиевич - биография (неопр.) . Литературное агентство Галины Дурстхофф. Дата обращения 14 октября 2015.
  10. Моя единственная жизнь (Беседу со Светланой Алексиевич вела Татьяна Бек) // Вопросы литературы . - 1996. - №. 1. - С. 204-223.
  11. http://www.alexievich.info/knigi/U_voiny.pdf
  12. Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич: «Бандеровцы» спасли мою жизнь
  13. Ціхан Чарнякевіч. Як змагаліся за Святлану Алексіевіч (белор.) . "Літаратурная Беларусь" . Саюз беларускіх пісьменнікаў (7 декабря 2015). Дата обращения 29 июня 2017. перевод: Как боролись за Светлану Алексиевич (рус.) . Русский Монитор (14 декабря 2015). Дата обращения 29 июня 2017.
  14. Алексіевіч Святлана // Беларускія пісьменнікі (1917-1990): Даведнік (белор.)
  15. Интервью для Радио Свобода (27.07.2011)
  16. «Ты рядом с котлеткой по значимости и не мечтай встать»: Интервью писательницы Светланы Алексиевич - Meduza (рус.) . Meduza. Дата обращения 8 октября 2015.
  17. Masha Gessen. The Memory Keeper // New Yorker. - 2015. - 2 октября.
  18. Алексиевич: это победа не только моя, но и нашей культуры и страны
  19. Биография Светланы Алексиевич (неопр.) . Премия мира Союза немецких книготорговцев (2013). Дата обращения 14 октября 2015.
  20. Скатов, Николай Николаевич . Алексиевич, Светлана Александровна // Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги: библиографичский словарь в 3 т.. - Олма-пресс . - М. , 2006. - Т. 1. - С. 53-55. - 1920 p. - ISBN 5-94848-211-1 .
  21. Алексиевич С. У войны - не женское лицо // Октябрь. - 1984. - № 2 .
  22. «У войны не женское лицо» - С. 14-20.
  23. Светлана Алексиевич получила Нобелевскую премию по литературе - первую в истории Белоруссии
  24. Ушакин, Сергей. Осколки военной памяти: «Все, что осталось от такого ужаса?» // Новое литературное обозрение (НЛО). - 2008. - № 93 .
  25. Irina Novikova. Lessons on the Anatomy of War: Svetlana Alexievich’s Zinky Boys // War Discourse, Women’s Discourse. Essays and Case-Studies from Yugoslavia and Russia. Topos. Vol. 2. Ljubljana: Topos and ISH. - 2000. - С. 100 .
  26. Алесиевич, Светлана. В поисках вечного человека (неопр.) .
  27. Алексиевич, Светлана. Время секонд хэнд. - М: Время, 2013.
  28. Алексиевич, Светлана. В поисках вечного человека (неопр.) .
  29. Светлана Алексиевич: Голоса страны Утопии
  30. Алексеева, Оксана . Родились , Коммерсантъ (30 мая 1998). Дата обращения 14 октября 2015.
  31. Белорусская писательница Светлана Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе за 2015 год , БЕЛТА (8 октября 2015). Дата обращения 14 октября 2015.
  32. Светлана Алексиевич: издания
  33. Лауреатом Нобелевской премии в области литературы стала Светлана Алексиевич
  34. Победители Профессионального конкурса БРЭНД ГОДА 2013
  35. Литературные и общественные премии
  36. Светлана Алексиевич стала фаворитом Нобелевской премии по литературе
  37. Нобелевская премия по литературе 2015 года - официальный пресс-релиз Нобелевского комитета
  38. «Нобеля» по литературе впервые за 28 лет получил русскоязычный автор
  39. http://www.bbc.com/news/entertainment-arts-34475251 Svetlana Alexievich wins Nobel Literature prize
  40. «Нобель» заговорил по-русски
  41. Някляеў: Шанцы Беларусі на Нобелеўскую прэмію як ніколі высокія
  42. Цинковые мальчики, с. 126-168
  43. Светлана Алексиевич. Коллективный Путин (неопр.) . Frankfurter Allgemeine. Дата обращения 4 июля 2014.
  44. Евгений Ермолин. Мультиверс. - М. , 2017.
  45. Сергей Морозов. Сэконд хэнд // Литературная Россия . - М. , 2014. - № 27 .
  46. Олег Пухнавцев. Литератор нужного калибра // Литературная газета. - М. , 2015. - № 40(6528) .
  47. Дмитрий Чёрный. Премия «Чёрного города» // Литературная Россия. - М. , 20015. - № 36 .
  48. Ольга Труханина. Нобелевский позор (неопр.) . Наша ніва, 14 декабря 2015.
  49. Наташа Румянцева. Татьяна Толстая в «Буквоеде», 9.10.15 (неопр.) (11 октября 2015). Дата обращения 28 июля 2016.
  50. Ришина, Ирина. “Чернобыльская молитва’. Мне кажется, я записываю будущее …” // Литературная газета. - 1996. - 24 апреля.




В закладки

Прочитано

Любимое

Пользовательская

Пока бросил

Убрать

В процессе

Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок

День рождения : 31.05.1948

Знак зодиака : Крыса, Близнецы ♊

Светлана Алексиевич - белорусская писательница, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец - белорус, мать - украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину - в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.

После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

После университета была направлена на работу в Брестскую обл. - в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе. Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты». А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах - рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я - из огненной деревни» и «Блокадная книга». Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему. Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.

В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.

Но грянули новые времена. В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д. И в последующие годы она переиздавалась многократно - общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.

В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа - «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».

В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан. После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики». Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.

В 1993 вышла новая книга - «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах - о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.

Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом - в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она - автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.

Сейчас писательница завершает работу над книгой под названием «Чудный олень вечной охоты». Это рассказы о любви: мужчины и женщины разных поколений рассказывают свои истории. «Мне подумалось, - говорит автор, - что я до сих пор писала книги о том, как люди убивали друг друга, как они умирали. Но ведь это не вся человеческая жизнь. Теперь я напишу, как они любили... Любят... И опять мои вопросы - кто мы, в какой стране живём - через любовь... Через то, ради чего мы, наверное, и приходим в этот мир. Мне хочется любить человека. Хотя любить человека, трудно. Всё труднее».

Осенью 2013 года вышла книга о том, как тяжело и болезненно переживается современниками падение советской эпохи. Как и все предыдущие книги Светланы Алексиевич, «Время „second-hand“ (Конец красного человека)» – это собрание голосов, записанных автором в результате сотен встреч с нашими соотечественниками.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов жила в эмиграции (Италия, Франция).
В 2012 вернулась в Беларусь.

Воспитывает дочь своей рано умершей сестры.

Титулы, награды и премии

1985 - Литературная премия им. Николая Островского (Москва, СССР)

1985 - Литературная премия им. Константина Федина (Москва, СССР)

1986 - Премия Ленинского комсомола (Москва, СССР)

1996 - Премия им. Курта Тухольского (Стокгольм, Швеция)

1997 - Премия им. Андрея Синявского (Москва, Россия)

1997 - Премия «Триумф» (Москва, Россия)

1998 - Премия фонда «Гласность»: «Самый искренний человек года» (Москва, Россия)

1998 - Премия «За европейское взаимопонимание» (Лейпциг, Германия)

1998 - Премия «За лучшую политическую книгу года» (Бремен, Германия)

1999 - Премия им. Иоганна Готфрида Гердера (Германия; вручение - Вена, Австрия)

1999 - Премия «Свидетель мира» (Париж, Франция)

2000 - Премия «За лучший радио-спектакль года» (Берлин, Германия)

2001 - Премия мира им. Эриха Марии Ремарка (Оснабрюк, Германия)

2002 - Премия им. Сандро Онофри (Рим, Италия)

2006 - Премия Ассоциации американских критиков (Нью-Йорк, США)

2007 - Премия организации Oxfam Novib (Гаага, Нидерланды)

2011 - Премия им. Ричарда Капустинского (Варшава, Польша)

2011 - Литературная премия центральной и восточной Европы "Ангелус" (Польша, Вроцлав)

2013 - Премия мира немецких книготорговцев/Friedenspreis des Deutschen Buchhandels (Франкфурт, Германия)

2014 - Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция)

2014 - приз читательских симпатий по результатам читательского голосования премии « Большая книга » - за книгу «Время секонд хэнд»

2015 - Нобелевская премия по литературе

Экранизации

Цикл документальных телефильмов "У войны не женское лицо":
1981 - Фильм первый: "Это была не я..."
1982 - Фильм второй: "Стрелять хотела"
1982 - Фильм третий: "Утро туманное"
1982 - Фильм четвертый: "Я встретил вас"
1983 - Фильм пятый: "Если родится девочка"
1984 - Фильм шестой: "Тогда я не плакала"
1984 - Фильм седьмой: "Милосердие"

1990 - Цикл "Из бездны":
Фильм первый - "Люди войны".
Фильм второй - "Люди блокады".

Афганский цикл:
1991 - "Стыд"
1992 - "Я из повиновения вышел"

2008 - Дверь (The Door) номинирован на премию "Оскар" в категории "Лучший короткометражный игровой фильм". Фильм основан на повествовании Николая Калугина из книги Светланы Алексиевич "Чернобыльская молитва"

Светлана Александровна Алексиевич — писательница, лауреат множества российских, зарубежных и международных премий, в том числе и Нобелевской. По ее произведениям снято несколько фильмов. Книги Светланы Алексиевич посвящены самым трагическим страницам в нашей истории. А именно: ВОВ, афганской войне, Чернобыльской трагедии. Биография Светланы Алексиевич — тема сегодняшней статьи.

Ранние годы

Представляя вашему вниманию биографию Светланы Алексиевич, следует начать с того, что родилась она в 1948 году, в украинском городе Ивано-Франковске. Отец будущей писательницы был белорусом. Мать - украинкой. В начале пятидесятых годов отец был мобилизован, семья переехала в Белоруссию . Здесь родители работали учителями.

Детство и юность Алексиевич прошли в Гомельской области. Ещё в школе она начала писать стихи и небольшие заметки. После получения аттестата зрелости решила поступать на факультет журналистики. Но в то время действовали правила, согласно которым прежде следовало проработать не менее двух лет в одной из редакций. После окончания школы она устроилась работать корреспондентом в местную газету, позже поступила в Минский университет.

Начало журналистской деятельности

Творческая биография Светланы Алексиевич складывалась непросто. После окончания университета ее направили в Брестскую область. Здесь несколько лет она проработала журналистом в редакции местной газеты. В это же время преподавала в сельской школе. Следовало определиться с профессией. Продолжить семейную традицию или посвятить себя писательству? Выбор был сделан в пользу литературного творчества. А оно не сулит стабильности и не гарантирует признание. Прошло много лет, прежде чем Алексеевич смогла создать собственный уникальный стиль. Она написала несколько книг, которые сегодня всемирно известны, но в советское время печатать их не спешили.

Особенности творчества

Книги Светланы Алексиевич написаны в довольно необычной манере. Ее стиль представляет нечто среднее между художественным и публицистическим. Сама же писательница утверждает, что формировался он под влиянием Алеся Адамовича - белорусского прозаика, автора таких произведений, как " Блокадная книга" , " Я - из огненной деревни" . О том, в чём же заключаются особенности литературного стиля писательницы, сказано ниже. А пока в первую очередь назовем основные события из биографии Светланы Алексиевич.

В 1983 году Алексиевич приняли в Союз писателей Белоруссии . В это же время она написала одно из самых знаменитых своих произведений. Над книгой " У войны не женское лицо" Светлана Алексиевич работала много лет. Но издатели и цензоры не оценили ее труд. Книга подверглась многочисленным правкам и лишь в двухтысячных годах была издана в первоначальном виде.

О том, как складывалась творческая биография Светланы Алексиевич, расскажем на примере книг, созданных ею. Их не так много, но каждая вызывала резонанс в обществе. Алексеевич много лет провела за границей. Жила в Италии, Германии, Франции. Ее политические взгляды нельзя назвать пророссийскими. В прессе она не раз высказывалась довольно резко относительно важнейших событий последних лет.

Личная жизнь Светланы Алексиевич

О семье писательницы известно немного. Это неудивительно. Ведь Алексеевич не актриса и не телеведущая. Она писательница, которая создает литературу далеко не развлекательную. Известно, правда, что Алексиевич не замужем. Большую часть жизни она посвятила публицистической деятельности. Согласно некоторым данным, Светлана Александровна Алексиевич когда-то давно оформила опекунство над дочерью своей умершей родственницы. Родных детей у писательницы нет.

"У войны не женское лицо"

Светлана Алексиевич написала первую свою книгу в семидесятых. Это было публицистическое произведение " Я уехал из деревни" . Книга не была опубликована, начинающую писательницу обвинили в непонимании аграрной политики страны. Позже Алексеевич отказалась от доработки этого произведения и начала работу над новым.

В Советском Союзе не было семьи, которая б в сороковые годы не пережила бы потерь. Будущая писательница росла в небольшом населенном пункте, где слышались преимущественно женские голоса. Именно женщины рассказывали о войне, они вспоминали о ней и плакали. Неудивительно, что первое свое значительное произведение Алексеевич посвятила им.

Книга представляет собой собрание воспоминаний. Это рассказы фронтовичек: связистов, медиков, летчиц , саперов , снайперов. Женщинам на войне приходилось осваивать любые военные специальности. Алексеевич, работая над этой книгой, посетила около ста городов, деревень и сел . Она общалась с бывшим фронтовичками, записывала их откровения. Позже призналась, что в течение последующих лет безуспешно пыталась забыть страшные истории, которые услышала от них.

В Великой Отечественной войне участвовало около 800 тысяч женщин. Просились на фронт ещё больше. Феномен в истории. Ни в одной войне ранее не участвовало такое количество женщин. Книга Алексиевич наполнена множеством страшных деталей, которые сохранились в женской памяти. Но почему это произведение так долго отказывались издавать?

Цензура

В советские времена было создано множество хороших фильмов, написано ещё больше замечательных книг. Но в большей части из них советский солдат был лишен каких-либо человеческих слабостей. Это был неоспоримый герой, готовый бороться с фашизмом до последней капли крови. Но убить человека не так просто , даже если он оккупант. Об этом свидетельствуют некоторые страницы из воспоминаний героинь Алексиевич. Например, история фронтовички, которая в возрасте 18 лет оказалась на фронте в качестве снайпера. Первый раз выстрелить в немца ей было непросто. Возникли неуместные мысли о том, что ее мишень - обычный человек. Подобных историй в книге Алексиевич немало. А ещё в ней много натурализма, способного привести читателя в ужас.

Алексиевич обвинили в развенчании героического образа советской женщины. Грубым натурализмом она, согласно мнению работников цензуры, только унижала фронтовичек. Советский героизм был стерильным, он не имел связи ни с физиологией, ни с биологией.

"Последние свидетели"

Следующую книгу Алексиевич тоже посвятила теме войны. В " Последних свидетелях" она рассказала о тех, кому в 1941 году была от 5 до 12 лет. Когда началась работа над этой книгой, в Советском Союзе еще было много детей войны. Сегодня их единицы. Один из журналистов назвал Светлану Алексиевич " хранительницей памяти" . С этими словами сложно не согласиться, ведь благодаря ее книгам мы сегодня узнаем о том, о чём рассказать могли лишь люди, давно покинувшие этот мир.

В июне 1941 года в городе Бресте была уничтожена большая часть жителей. Те, что выжили , навсегда запомнили картину: на мостовой лежит убитая девочка, а рядом - кукла. Так начинается произведение Светланы Алексиевич. Но это далеко не самые страшные строки. Далее следуют воспоминания людей, извлеченные из глубины детской памяти.

Это истории, которые действительно страшно слушать. Даже если бы очевидцами событий являлись только взрослые люди. При мысли же, что свидетелями нечеловеческой жестокости стали и дети, на которых даже, казалось бы, вполне обычное событие производит сильное впечатление, становится жутко. Алексеевич полагает, что об этом нельзя забывать. Войны были, есть и будут. Быть может, тех, кто их развязывает, остановить способен детский плач?

"Цинковые мальчики"

В ВОВ погибло около 25 млн человек. И мужчины и женщины шли на фронт для того, чтобы спасти свою родную землю. Для чего и кому нужна была война, начавшаяся в 1979 году, и сегодня многим не очень понятно. На протяжении 10 лет советские матери расставались с сыновьями. Увидеть снова своих детей довелось не всем. Солдаты возвращались в цинковых гробах, а если и живые, то уже не те, что были раньше. Домой приезжали инвалиды, люди с искореженными судьбами.

При создании книги " Цинковые мальчики" Светлана Алексиевич работала по привычной для себя схеме. То есть опрашивала обычных людей. Как и прежде, беседовала в основном с женщинами - с матерями погибших или выживших солдат. Тех, что прошли Афганистан, в 80-е годы называли воинам-интернационалистам. На самом деле многие из них были людьми с нарушенной психикой, у которых смерть и убийство уже не вызывали никаких эмоций.

Правды об этой войне тогда простые люди не знали. Она была не нужна. Когда вышла в свет книга Алексиевич, на писательницу обрушился шквал критики. Матери, которые давали интервью, отказались от своих слов. Алексиевич обвинили во вранье и клевете. Скорее всего, солдатские матери попали под давление сотрудников государственных служб. По книге " Цинковые мальчики" Светланы Алексиевич создано несколько театральных постановок и два документальных фильма.

"Зачарованные смертью"

В августе 1991 года в Москве произошло событие, которое повлияло на ход истории, причём не только отечественной, но и всемирной. Спустя несколько месяцев огромной многонациональной страны не стало. Изменения коснулись всех сфер человеческой деятельности. Такие перемены пережить непросто, как следствие - огромное число самоубийств. Об этом книга " Зачарованные смертью" . В произведении рассказано как о знаменитых людях, так и об обычных.

"Чернобыльская молитва"

Авария, произошедшая в 1986 году, унесла множество человеческих жизней. От последствий трагедии в Припяти страдают и сегодня многие. Книга " Чернобыльская молитва" Светланы Алексиевич вышла в свет в 1997 году. Самые трагические страницы посвящены пожарным, которые были вызваны на станцию 26 апреля. По мотивам " Чернобыльской молитвы" Светланы Алексиевич снято несколько художественных и документальных фильмов.

Это произведение вызвало множество положительных отзывов зарубежных критиков. Среди достоинств книги, по мнению одного из них, является то, что автор не навязывает своего мнения, не выдвигает обвинений, а предоставляет читателю возможность сформировать собственную точку зрения.

Нобелевскую премию Светлана Алексиевич получила в 2015 году. Международной награды она была удостоена за созданный ею памятник страданию и мужеству в наше время.

  • ...У коммунизма был безумный план - переделать нас. Переделать человеческую природу, изменить "старого" человека, ветхого Адама. "Гомо советикус" - человек, которого вывели в лаборатории марксизма-ленинизма, на одной шестой части суши. Признаемся - это мы. Слово "русский" привычно соединяли со словом "советский". Хотя это не всегда было так как. Но советскими были украинцы и грузины, армяне и таджики, белорусы и туркмены... Что-то нас объединяло, несмотря на разницу культур и религий. В общем-то, все мы были опытным полем для коммунистической идеи. Теперь нам известно, что мы принадлежали к особому типу человеческой генерации, единожды возможному, неповторимому. Но этот тип скоро исчезнет, растворится в мировой цивилизации, в которую мы возвращаемся. Одни утверждают, что это трагический и прекрасный человек, другие с холодным отчуждением нарекли его "совком". Как будто к неизвестным незнакомцам, а не к себе приглядываемся. Кто же мы на самом деле в свете истории и в свете не такой уж длинной человеческой жизни, однажды дарованной? Кто?! Дети великой иллюзии или жертвы массового психического заболевания?..
  • | | (3)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Главные герои не политики, не солдаты, не философы. Главные герои - дети, которые запоминали самые яркие и трагические моменты той войны. Не сами события, а то, что чувствовали. «Я помню маму. Когда ее вели на расстрел, она просила: „Дочку уведите… Закройте дочке глаза…“, - вспоминает одна из героинь». А я не плакал, когда падала бомба, я топал ножкой и приговаривал: «Я буду жить! Я буду жить!». И эти воспоминания детские, беззащитные, до основания обнажают и разоблачают «человеческое безумие в форме войны». Array
    • | | (1)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет – самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».«Последние свидетели» – это подвиг детской памяти.
    • | | (0)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Одна из самых известных в мире книг о войне, положившая начало знаменитому художественно-документальному циклу Светланы Алексиевич "Голоса утопии". Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах. Последняя авторская редакция: писательница, в соответствии со своим творческим методом, постоянно дорабатывает книгу, убирая цензурную правку, вставляя новые эпизоды, дополняя записанные женские исповеди страницами собственного дневника, который она вела в течение семи лет работы над книгой. "У войны не женское лицо" - опыт уникального проникновения в духовный мир женщины, выживающей в нечеловеческих условиях войны.
    • | | (1)
    • Серия:
    • Жанр:
    • Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны - не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.