Меню Рубрики

Достижение сопоставимости данных. Методика проведения анализа сопоставимости данных Сопоставимость информации

Составление финансовой отчетности по международным стандартам предполагает соблюдение основополагающих правил, которые определяют общий подход к подготовке и представлению финансовых отчетов. Представляется целесообразным рассмотреть эти правила, поскольку это поможет получить общее представление о принципиальной основе применения международных стандартов.

Прежде всего необходимо отметить, что применение Международных стандартов финансовой отчетности базируется на двух принципах: непрерывности деятельности и начисления. Рассмотрим их более подробно.

Принцип непрерывности деятельности предполагает, что предприятие действует и будет продолжать действовать в обозримом будущем (по крайней мере, в течение 1 года). Отсюда следует, что предприятие не имеет ни намерения, ни необходимости ликвидировать или сокращать масштабы своей деятельности. Поэтому активы предприятия отражаются по первоначальной стоимости без учета ликвидационных расходов. Если же существует такое намерение или необходимость, то финансовая отчетность должна констатировать этот факт в следующем порядке:

отражать оценку имущества по ликвидационной стоимости;

производить списание активов, которые не могут быть получены в полном объеме;

осуществлять начисление обязательств в связи с прерыванием договоров и экономическими санкциями.

Принцип начисления исходит из того, что доходы и расходы предприятия отражаются по мере их возникновения, а не по мере фактического получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов. Таким образом, этот принцип предполагает:

признание результата операции по мере ее совершения;

отражение операций в отчетности того периода, в котором они были осуществлены;

формирование информации об обязательствах к оплате и обязательствах к получению, а не только о фактически произведенных и полученных платежах.

Реализация принципа обеспечивает признание доходов и расходов по мере возникновения экономических выгод и потребления ресурсов. Финансовые отчеты, подготовленные на основе принципа начисления, информируют пользователей не только о прошлых сделках, включающих оплату и поступление денежных средств, но и о будущих обязательствах заплатить денежные средства и будущих поступлениях денежных ресурсов. Принцип начисления дает возможность прогнозировать влияние совершенных операций на финансовое положение.

Существует также критерии качества информации , содержащейся в финансовых отчетах, которые призваны делать информацию полезной для пользователей. Это такие критерии, как прозрачность, значимость, достоверность и сопоставимость .

Прозрачность (понятность) является основным качеством информации, так как предполагает ее быстрое восприятие пользователями. Однако пользователи в свою очередь должны иметь достаточные знания в области ведения бизнеса и бухгалтерского учета.

Значимость . Информация должна быть значимой для принятия решений пользователями. Она имеет это качество, когда влияет на принятие экономических решений, помогая оценить прошлые, настоящие или будущие события. Значимость информации определяется ее существенностью, своевременностью и рациональностью. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искаженное представление могут повлиять на экономические решения пользователей. Информация своевременна в том случае, когда она не способствует задержке в принятии адекватных экономических решений. Рациональной информацию можно назвать тогда, когда выгода от ее получения превышает стоимость ее обеспечения. Оценка выгоды и затрат, как правило, определяется на основе профессионального суждения, например, дальнейшее обеспечение информацией кредиторов может сократить расходы по займам.

Достоверность . Информация достоверна в том случае, когда она не имеет значимых ошибок и объективна. Достоверная информация отвечает следующим требованиям:

полное представление - информация должна полностью отражать факты хозяйственной деятельности. Например, баланс должен полностью представлять все сделки, которые приводят к возникновению активов и обязательств;

преобладание сущности над формой - информация должна принимать во внимание не столько юридическую форму сделок и иных фактов хозяйственной деятельности, сколько их экономическую сущность. Например, по договору аренды предприятие может передать актив другой стороне таким образом, что документально юридическое право собственности передается, в т о время как за предприятием оставлено право пользования будущим экономическим эффектом, включенным в актив. В этом случае отчет о продаже не будет полностью отражать регистрируемую сделку;

нейтральность - информация должна быть нейтральной в целях обеспечения ее надежности. Финансовые отчеты не являются нейтральными, если информация в них представлена таким образом, что позволяет достичь заранее определенных результатов. Иными словами, информация в отчетах не должна быть сфабрикованной, а должна отражать только те факты, которые реально имели место. Она должна быть свободной от односторонности при принятии решений заинтересованными пользователями с целью получения предопределенных результатов;

осмотрительность - это соблюдение в процессе принятия решений достаточной меры осторожности в оценке активов и пассивов. При этом предполагается, что актив или доход не преувеличены, а обязательства и затраты не занижены. Это означает, что признание доходов происходит только при условии фактического получения выгоды или при наличии высокой степени уверенности в ее получении, а признание расходов и потерь происходит по мере появления реальной возможности их возникновения.

Сопоставимость . Информация, содержащаяся в финансовой отчетности организации, должна быть сопоставимой во времени и сравнимой с информацией других предприятий, чтобы идентифицировать тенденции в его финансовом положении и результаты деятельности. Поэтому измерение и отражение всех хозяйственных операций должно проводится последовательно, в соответствии с выбранной учетной политикой. Данный принцип вовсе не означает единообразия. Однако для обеспечения сопоставимости данных необходимо знать учетную политику, ее изменения и последствия этих изменений с точки зрения финансовых результатов в течение текущего периода и за ряд лет.

На практике часто необходимо найти оптимальное сочетание всех качественных характеристик, исходя из потребностей пользователей и приоритетов самих предприятий. Относительная важность характеристик определяется на основании профессиональной оценки специалистов.

Все перечисленные принципы мировой практики учета нашли отражение в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Минфином РФ в 1998 г.

бухгалтерской и налоговой отчетности

Согласно пункту 4 статьи 289 НК РФ, отчетность по налогу на прибыль за год необходимо представить в налоговую инспекцию до 28 марта. Форма декларации по налогу на прибыль утверждена приказом Минфина России от 07.02.2006 N 24н.

В состав годовой декларации следует обязательно включить:

· титульный лист (Лист 01);

· подраздел 1.1 или 1.2 раздела 1;

· приложения 1 и 2 к Листу 02;

· приложение 4 к Листу 02. Данное приложение представляют только за I квартал и налоговый период (год).

Остальные разделы, листы и приложения заполняют, если у организации есть соответствующие показатели. К примеру, фирмы, имеющие обособленные подразделения, включают в состав декларации приложение 5 к Листу 02. В письме от 25.07.2006 N 03-03-04/1/611 Минфин России разъяснил, как на основе данных этого приложения заполнять раздел 1 декларации, сдаваемой по месту нахождения самой фирмы.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (кроме кредитных организаций, страховых организаций и бюджетных учреждений), в состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы:

· бухгалтерский баланс (форма N 1);

· отчет о прибылях и убытках (форма N 2).

Также в качестве приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности составляются:

· отчет об изменениях капитала (форма N 3);

· отчет о движении денежных средств (форма N 4);

· приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5).

Кроме того, в состав отчетности входит пояснительная записка.

При проверке показателей бухгалтерской и налоговой отчетности прежде всего следует проконтролировать соотношение отдельных показателей декларации по налогу на прибыль с данными Отчета о прибылях и убытках организации (таблица 1).

Таблица 1.

Форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках"

Декларация по налогу на прибыль

Выручка-нетто (строка 010)

Доходы от реализации (строка 010 Лист 02, строка 040 Приложения № 1 к листу 02)

Расходы на реализацию (020+030+040)

Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации (строка 030 листа 02, строка 110 Приложения № 2 к Листу 02)

Сумма прочих доходов (060+080+090)

Прочие доходы (строка 020 листа 02, строка 100 Приложения № 1 к Листу 02)

Сумма прочих расходов (070+100)

Прочие расходы (строка 040 листа 02, сумма строк 200 и 300 Приложения № 2 к Листу 02)

Прибыль до налогообложения (строка 140)

Прибыль (строка 060 листа 02)

Налог на прибыль (строка 150)

Сумма исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02)

Несопоставимость этих данных свидетельствует о наличии нарушений финансово-хозяйственной деятельности или порядка формирования показателей в налоговом учете организации, что может повлечь за собой налоговую проверку. Ведь показатели указанных отчетных форм могут отличаться друг от друга. Это происходит, например, при наличии у компании хозяйственных операций с ценными бумагами или когда фирма применяет методику рыночных цен при товарообменных операциях или безвозмездном получении имущества.

Таким образом, отличие данных, представленных в налоговых декларациях, не может однозначно свидетельствовать о том, что в отчетности допущены ошибки.

К тому же формы бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций заполняются на основе разных учетных регистров и по разным правилам. Поэтому проконтролировать соотношение их данных довольно сложно, так как при составлении налоговой отчетности возникают отклонения бухгалтерского и налогового учета:

· по доходам от реализации - на величину суммовых разниц;

· по общей сумме доходов (проведение операций с ценными бумагами, производство с длительным циклом) в бухгалтерском учете была проведена переоценка имущества;

· по общей сумме расходов - у компании есть расходы, которые не могут быть учтены для целей налога на прибыль, дата признания расходов в бухгалтерском и налоговом учете различна;

· сумма налога на прибыль - в текущем году выявлено искажение по налогу на прибыль за прошлые годы, и в бухгалтерском учете произведена корректировка текущего налога.

Введение в действие Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н), без сомнения, является существенным шагом в реформировании бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности. Введение данного положения позволяет решить следующие задачи:

· отразить в бухгалтерском учете и отчетности организации влияние на порядок расчета налога на прибыль факторов, возникающих в результате применения различных методов отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и для целей налогообложения;

· осуществить взаимосвязь показателя, отражающего финансовый результат деятельности организации за отчетный период (прибыль или убыток), исчисленного по правилам бухгалтерского учета, и налоговой базы по налогу на прибыль, рассчитанной в порядке, установленном налоговым законодательством;

· определить характер влияния на финансовые результаты деятельности организации налоговых обязательств, исполнение которых ожидается в будущих отчетных периодах в виде отложенных налоговых обязательств;

· оценить степень уменьшения налоговой нагрузки в будущих отчетных периодах в виде отложенных налоговых активов;

· установить эффективный контроль за правильностью расчета налоговых обязательств по налогу на прибыль и отражения операций, связанных с формированием указанного показателя в бухгалтерском учете и отчетности.

Общий смысл методики бухгалтерского учета отложенных налогов заключается в том, чтобы отразить последствия ситуаций, при которых сумма бухгалтерской прибыли отличается от прибыли налогооблагаемой. Это достигается отражением на счетах бухгалтерского учета того, что организация в текущем отчетном периоде либо "переплачивает", либо "недоплачивает" бюджету налог на прибыль относительно той суммы налога, которую она должна была бы заплатить, если бы сумма налогооблагаемой прибыли равнялась бухгалтерской.

Использование предлагаемых методик позволяет отразить в бухгалтерском учете не только суммы налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет, или суммы излишне уплаченного и (или) взысканного налога, причитающейся организации, либо суммы произведенного зачета по налогу в отчетном периоде, т.е. фактические расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, но и суммы, способные оказать влияние на величину налога на прибыль последующих отчетных периодов в соответствии с законодательством РФ (п.1 ПБУ 18/02).

Для достижения целей, предусмотренных ПБУ 18/02, потребовалось введение ряда новых для российского бухучета терминов. Основная их часть содержится непосредственно в ПБУ 18/02. В процессе практического применения этого бухгалтерского стандарта некоторые из понятий были уточнены. Кроме того, появилось несколько новых терминов, отсутствующих в ПБУ 18/02.

Для того чтобы сформировать в бухгалтерском учете сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам отчетного периода в соответствии с положениями ПБУ 18/02, необходимо скорректировать условный расход (условный доход) по налогу на прибыль на суммы постоянного налогового обязательства, отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства. В результате будет получена сумма текущего налога на прибыль (п.21 ПБУ 18/02), который отражается в Декларации по налогу на прибыль (расчет налога на прибыль представлен на рисунке 1).

Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток)

условный расход (условный доход) по налогу на прибыль

постоянное налоговое обязательство

постоянный налоговый актив

отложенный налоговый актив

отложенное налоговое обязательство.

Рис. 1. Расчет налога на прибыль

Чтобы последовательно подойти к расчетам суммы текущего налога на прибыль, обратимся к вопросу рассмотрения разниц доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. С точки зрения ПБУ 18/02 “Учет расчетов по налогу на прибыль“ разницы признаются постоянными или временными для расчета финансового результата в бухгалтерском и налоговом учете.

Постоянные разницы - доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

В части расходов, постоянные разницы возникают при нормировании законодательством отдельных видов расходов. Суммы расходов, превышающие нормативную величину, не учитываются в целях налогообложения. Поэтому по суммам сверхнормативных расходов, отраженных в бухгалтерском учете, но не признанных в целях налогообложения, всегда возникают постоянные разницы.

Поскольку сверхнормативные расходы в налоговом учете не признаются, происходит увеличение налоговой базы по сравнению с финансовым результатом, сформированным в бухгалтерском учете. Это позволяет сделать вывод, что по нормируемым расходам образуются постоянные положительные разницы.

К постоянным разницам в части доходов относят все доходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) отчетного периода и исключаемые из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, как отчетного, так и последующих периодов. Такие доходы поименованы в статье 251 НК РФ, они не признаются при формировании налога на прибыль, не отражаются в налоговом учете и уменьшают условный расход (налог на прибыль).

По суммам выявленных постоянных разниц доходов составляется регистр аналитического бухгалтерского учета в соответствии с пунктом 5 ПБУ 18/02. В регистре аналитического учета постоянных разниц отражаются сверхнормативные и другие (не учитываемые для целей налогообложения) расходы.

В результате рассмотренных отклонений бухгалтерских доходов и расходов отчетного периода от налоговых доходов и расходов отчетного периода возникают постоянные разницы, трансформируемые в постоянные налоговые обязательства (ПНО). ПНО могут уменьшать или увеличивать бухгалтерскую прибыль. Постоянные положительные разницы ведут к увеличению налоговой базы и суммы налога на прибыль. Если положительную постоянную разницу умножить на ставку налога на прибыль, получим постоянное налоговое обязательство (ПНО). Отрицательные постоянные разницы приводят к уменьшению налоговой базы и суммы налога на прибыль и образуют постоянный налоговый актив (ПНА).

Временные разницы -- доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток) в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль -- в другом или других отчетных периодах (п.8 ПБУ 18/02). В зависимости от формирования налоговой базы, временные разницы подразделяются на вычитаемые временные разницы и налогооблагаемые временные разницы.

Вычитаемые временные разницы -- отдельные отклонения налоговой базы (убытка) и бухгалтерской прибыли (убытка) данного отчетного периода.

Налогооблагаемые временные разницы -- это доходы и расходы, которые формируют бухгалтерскую прибыль или убыток в одном отчетном периоде, а налоговую базу по налогу на прибыль в другом отчетном периоде.

Налогооблагаемые временные разницы приводят к формированию отложенного налога на прибыль, который подлежит уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.

Методика определения вычитаемых и налогооблагаемых временных разниц представлена на рисунке 2.

В бухгалтерском учете временные разницы приводят к возникновению отложенных налогов: отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств(ОНО). Вычитаемые временные разницы при умножении на действующую налоговую ставку налога на прибыль приводят к появлению отложенного налогового актива, а налогооблагаемые временные разницы при умножении на действующую налоговую ставку налога на прибыль приводят к появлению отложенного налогового обязательства.

¦ Доходы ¦ ¦ Расходы ¦

¦Б/у - больше¦ ¦Б/у - меньше¦ ¦Б/у - больше¦ ¦Б/у - меньше¦

¦Н/у - меньше¦ ¦Н/у - больше¦ ¦Н/у - меньше¦ ¦Н/у - больше¦

¦ Налоговая ¦ ¦ Налоговая ¦ ¦ Налоговая ¦ ¦ Налоговая ¦

¦база меньше¦ ¦база больше¦ ¦база больше¦ ¦база меньше¦

Рис. 2 Методика определения вычитаемых и налогооблагаемых временных разниц.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету, отложенные налоговые активы и обязательства отражаются в бухгалтерском учете на отдельном синтетическом счете и учитываются дифференцированно по видам активов и обязательств, в оценке которых возникла вычитаемая временная разница и налогооблагаемая временная разница (п.14 и 15 ПБУ 18/02).

В результате отклонения бухгалтерских доходов и расходов от налоговых доходов и расходов отчетного периода возникают отложенные налоговые активы (ОНА -- Дт 09 Кт 68) и отложенные налоговые обязательства (ОНО -- Дт 68 Кт 77), которые будут уменьшать (Дт 68 Кт 09) или увеличивать (Дт 77 Кт 68) бухгалтерскую прибыль в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах. Положительные и отрицательные разницы могут возникать по одним и тем же видам доходов и расходов.

Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства -- важнейшие объекты бухгалтерского учета, потому что это часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению (ОНА) или к увеличению (ОНО) налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным периоде или в последующих отчетных периодах.

При составлении годовой бухгалтерской отчетности субсчета закрываются заключительными записями декабря в кредит субсчета 99 “Расчет налога на прибыль“.

Постоянное налоговое обязательство, отложенный налоговый актив и отложенное налоговое обязательство отражаются в Отчете о прибылях и убытках (п.24 ПБУ 18/02).

Организация может предусмотреть дополнительные строки для отражения введенных ПБУ 18/02 новых показателей. К строке 150 формы № 2 (Отчет о прибылях и убытках) “Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи“ ввести справочные строки 151 “Постоянные налоговые обязательства“, 152 “Отложенные налоговые активы“, 153 “Отложенные налоговые обязательства“.

Вычитаемые величины по строкам 150, 151 и 153 должны быть указаны в круглых скобках (п.17 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 № 60н).

По строке 160 “Прибыль (убыток) от обычных видов деятельности“ и по строке 190 “Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)“, при отсутствии чрезвычайных доходов и расходов, будет отражена сумма, которая соответствует итоговому сальдо по счету 99. Эта сумма указывается по строке 470 “Нераспределенная прибыль отчетного года“ формы № 1 Бухгалтерский баланс. Сумма текущего налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, отражается по строке 626 “Задолженность перед бюджетом“. Отложенный налоговый актив показывается в разделе I Бухгалтерского баланса “Внеоборотные активы“ по строке 150 “Прочие внеоборотные активы“, а отложенное налоговое обязательство -- в разделе IV “Долгосрочные обязательства“ по строке 520 “Прочие долгосрочные обязательства“ (п.23 ПБУ 18/02).

При составлении бухгалтерской отчетности, организации предоставляется право отражать в бухгалтерском балансе сальдированную (свернутую) сумму отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства (п.19 ПБУ 18/02).

Использование данной методики расчета налога на прибыль позволяет рассчитать сумму налога по правилам налогового учета, но на основе исключительно бухгалтерских данных. Это помогает пользователям бухгалтерской отчетности понять причины расхождений между финансовым результатом, сформированным в бухгалтерском учете, и налоговой базой, исчисленной в декларации по налогу на прибыль. ПБУ 18/02 регламентирует способы отражения в бухучете налоговых активов и обязательств, отложенных на будущие отчетные периоды, что приводит к формированию более достоверной величины чистой прибыли (убытка) организации за отчетный период.

Финансы и бизнес, N 3, 2008 год
Рубрика: Бухгалтерский учет и аудит

Т.К.Островенко,
канд. экон. наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и
аудита Оренбургского государственного университета
Г.Д.Гребнев,
канд. экон. наук,
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета,
анализа и аудита Оренбургского государственного университета

Важным аспектом качественной характеристики отчетности является сопоставимость ее данных как во времени, так и по форме. При этом важно учитывать тот факт, что уровень подготовленности пользователей и их цели в изучении показателей отчетности существенно отличаются, а это может обусловить неоднозначные оценки итогов деятельности компании. В настоящее время в международной практике основными формами отчетности являются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств. Не углубляясь в проблемы оптимизации оценки статей баланса, признания доходов и расходов, движения денежных потоков, отметим лишь проблемы их со става с учетом требований сопоставимости данных.

Критическая оценка содержания бухгалтерского баланса в качестве информационной базы в российской экономике показала необходимость проведения ряда корректировок его статей по разделам для целей анализа:

в активе баланса в составе оборотных средств представлены статьи, денежные средства по которым выведены из оборота на срок более 12 месяцев. Они включают оплаченные авансом расходы будущих периодов, долгосрочную дебиторскую задолженность, акции неликвидных компаний в составе кратко срочных финансовых вложений, нереальную к взысканию просроченную дебиторскую задолженность (за минусом начисленных резервов по сомнительным долгам), неликвидные запасы материальных ценностей. При анализе многие авторы (Любушин, 2005, с. 323-326; Ефимова, Мельник, 2004, с. 72) почти все перечисленные статьи баланса переводят из второго раздела баланса в первый, т. е. в состав внеоборотных активов;

в пассиве баланса большинство экономистов правомерно не признают в составе обязательств доходы будущих периодов (строка 640) и резервы предстоящих расходов (строка 650). Поскольку реальные денежные потоки по этим статьям участвуют в обороте, то их следует отразить в составе источников, приравненных к собственным средствам (Любушин, 2005, с. 323-326, Поздняков, 2008, с. 346).

Таким образом, результаты анализа и принимаемые управленческие решения во многом зависят от того, осуществляется ли перегруппировка статей активов и пассивов для целей анализа и каким образом она проводится. В этой связи важно оптимизировать способы корректировок активов и пассивов показателей по предлагаемой большинством авторов и представленной выше концепции, что позволит получать относительно сопоставимые результаты анализа и принимать соответствующие управленческие решения.

Вместе с тем следует учитывать, что абсолютной сопоставимости данных бухгалтерского баланса добиться не удастся в силу того, что оценка активов и пассивов в историческом аспекте и по географическим сегментам все равно будет отличаться. В частности, причины отличий могут быть обусловлены тем, что од ни предприятия корректируют данные бухгалтерского баланса с учетом инфляции, а другие этого не делают. В первую очередь это касается переоценки основных средств, составляющих на промышленных предприятиях до 80% от итога баланса. Следовательно, чтобы повысить сопоставимость показателей бухгалтерского баланса, необходимо решение об обязательной переоценке его статей в соответствии с темпами инфляции всеми хозяйствующими субъектами. Проблема, однако, состоит в отсутствии необходимой методики оценки активов.

Важным источником информации для анализа и принятия управленческих решений является отчет о прибылях и убытках, где в сгруппированном виде представлены доходы, расходы и различные виды прибыли, рассчитанные по итерациям. Но важнейшим для собственников результативным показателем является чистая прибыль, которая может распределяться на дивиденды и другие цели либо реинвестироваться в оборот. Содержание данной отчетности в международной и российской практике, по сути, совпадает, но имеются и отличия, связанные, в частности, с проблемой сопоставимости.

Оценка соответствия качественных характеристик отчетности требованиям стандартов МСФО 12 "Налоги на прибыль" и ПБУ 18/02 "Учет расчетов по на логу на прибыль" , утвержденному приказом Министерства финансов РФ от 19 ноября 2002 года N 114н , а также потребностям анализа, показала, что:

- содержание отчетности необходимо откорректировать в целях обеспечения пользователей информацией, важной для обоснования управленческих решений;

- сопоставимость данных отчетности обеспечена не в полной мере.

Главная причина несопоставимости информации для целей принятия управленческих решений заключается в том, что правила бухгалтерского учета для целей бизнеса и для целей налогообложения существенно отличаются. В частности, для целей бизнеса используется ПБУ 18/02 , а для целей налогообложения - глава 25 Налогового кодекса РФ . При этом хозяйствующим субъектам предоставлено право принимать как для целей бухгалтерского, так и налогового учета один из альтернативных вариантов. В результате одна фирма может использовать один из вариантов признания доходов и расходов, а другая - иной, что делает их информацию несопоставимой для целей сравнительного анализа. На ряду с этим в законодательные и нормативные акты довольно часто вносятся изменения, что делает информацию несопоставимой во времени даже по одной и той же организации. Это требует проведения соответствующих корректировок в отчетности. Кроме того, хозяйствующие субъекты могут изменять свою учетную политику исходя из интересов бизнеса, что обусловливает несопоставимость показателей налогооблагаемых баз, в частности по налогу на прибыль.

Таким образом, бухгалтерская прибыль до налогообложения, отражаемая в

Отечественная статистика с 1 января перешла на новый классификатор. В результате оказалась потеряна сопоставимость данных с предыдущими периодами, прежде всего промышленного производства, констатировали участники очередного заседания Экономического клуба ФБК

Перевзвешивание

Росстат произвел колоссальное усилие, перейдя на новую систему, а полученный результат на январь не нужен никому. Официальная статистика не слишком помогает ориентироваться в том, что происходит в экономике. Надо было за полгода объяснять ситуацию с пересчетом статданных - из уважения к получателям статистики, считают эксперты.

Заместитель руководителя Федеральной службы государственной статистики Ирина Масакова (многие годы возглавляла Управление национальных счетов, которое, кстати, рассчитывает и ВВП) полагает, что судить о ситуации в стране по оперативным данным вообще трудно, работа со статистикой требует большей осведомленности.

«Когда начинаешь разбираться, почему тот или иной показатель не укладывается в систему всех остальных, понимаешь: разная методология, разная база, иногда используются и разные классификаторы, иногда разный круг наблюдаемых субъектов. Чтобы привести все это в равновесие, нужно строить модель. Пока в системе статистики такие модели отсутствуют. Модели строятся тогда, когда существуют достаточно продолжительные периоды устойчивости экономики. Для разработки моделей нужны большие финансовые средства и высокая квалификация специалистов. Пока такую работу Росстат выполнить не может», - заявила Ирина Масакова.

Если говорить о динамике промышленного производства, то переходить на исчисление нового динамического ряда хорошо было бы в условиях устойчивой экономической ситуации. Но сейчас пересчет динамики промышленного производства не связан с внедрением новой какой-то методологии расчета этого индекса. Он обусловлен тем, что РФ с января этого года перешла на классификатор продукции по видам экономической деятельности, который был внедрен с 2003 года. Но при новом классификаторе видов деятельности, продолжали использовать старый классификатор продукции.

Специалисты, рассчитывающие индексы физического объема промышленного производства, строительства, сельского хозяйства, пытались как-то увязать эти классификаторы между собой в рамках собственных представлений, поскольку некогда было проводить глубокие исследования. Сейчас, наконец, привели используемые классификаторы в соответствие, гармонизировали их, заверила Ирина Масакова.

До этого времени индекс промышленного производства рассчитывался на базе структуры 2003 года. В международной практике принято, что изменение базы производится раз в 5–10 лет, но когда в экономике происходят существенные структурные изменения, а в нашей экономике они реально происходят, то рекомендуется базу менять чаще. То есть изменение базы и приближение ее к настоящему времени - это объективная реальность, утверждает представитель Росстата.

С 1998 по 2008 в отношении Госстата/Росстата было издано 7 указов главы государства, которые преобразовывали его из комитета в агентство, из агентства в комитет, в службу, подчиняли напрямую Правительству РФ, выводили из подчинения Правительства РФ. В настоящее время Росстат подчинен Минэкономразвития

Кроме того, в кризис структура предыдущего года существенно менялась. В 2003 году она, конечно, была совершенно другой. И естественно, это сказывается на абсолютных значениях индексов физического объема. По промышленности такие изменения наиболее значительны. Поскольку база более удалена, теоретически было бы более правильно рассчитывать по текущей базе, но вопрос - а где ее взять, в условиях оперативных оценок ее пока еще нет.

Другое дело, что для исследований нужен, конечно, продолжительный динамический ряд, специалисты Росстата сейчас занимаются этой проблемой. Предполагается, что в апреле они смогут дать более продолжительные.динамические характеристики промышленного производства. Возможно даже до 2002 года.

В прошлом феврале было принято распоряжение правительства РФ, в соответствии с которым Росстат должен построить базовые таблицы затрат и выпуска за 2011 год, разработать методологию построения этих таблиц. Есть надежда на то, что разработка этих таблиц в дальнейшем позволит существенно продвинуть всю макроэкономическую статистику. Эти таблицы универсальные, они позволяют выявить структурные пропорции, создать инструменты для согласования показателей в оперативном режиме. Естественно, модели создаются тогда, когда построен динамический ряд этих таблиц, эти таблицы должны строиться на ежегодной основе, в постоянных и текущих ценах, то есть это дело будущего.

Конечно, будущее статистики будет зависеть еще и от отношения правительства к этой отрасли, потому что информация - это дело дорогое. Чтобы статистика была качественная, нужно понимать, что ее невозможно построить независимо от других министерств и ведомств. Пока нет отлаженного механизма межведомственного взаимодействия, нацеленного на развитие статистики. Составляется федеральная программа статистических работ, в которую включены работы по министерствам и ведомствам, однако речь идет о совершенно другом механизме, при котором разделена ответственность, создается единая методология, используется единый понятийный аппарат и классификация, а этого всего нет. По международной практике видно, что к этому идти очень тяжело, сложно - это долгий путь, отметила Ирина Масакова.

Специалистов мало, зарплаты низкие, а времени еще меньше. «Школа статистики исчезает и, оглянувшись, мы рискуем увидеть пустоту», - заключила свое выступление эксперт.

Главная задача национальной статистики

«Статистика - это не третий сорт лжи, а единственная возможность узнать что-то про страну», - подчеркнул научный руководитель ГУ ВШЭ Евгений Ясин , кстати, долгие годы преподававший статистику на экономическом факультете МГУ и выступивший на клубной дискуссии очень взволнованно и эмоционально.

Главная задача национальной статистики, заключается не в том, чтобы давать каждый месяц ВВП, она заключается в том, чтобы обеспечивать сопоставимость и длину динамических рядов, чтобы можно было проводить анализ. Если такой анализ не нужен этому правительству, значит, понадобится другому правительству, подчеркнул Евгений Ясин:

«Мы исключили из функции статистики обслуживание науки, а также аналитиков серьезных компаний, которые могут составить представление о динамике экономики, почувствовать какие-то тревожные явления и т.д. Я не имею возможности залезать в архивы и беру, предположим, сборник 1990 года. Теперь же в этих сборниках отраслевой аспект представлен статистикой предприятийкак комплексной системы. И надо в этих комплексах копаться, плюю, и перехожу к другим делам, потому что ясно, эту задачу я решить не могу. Несколько лет назад была устроена революция, примерно, как Октябрьская, но до сих пор ничего не расхлебано, каждый раз вижу, что могу довести замеры только до 2004 года. Зато сделали благородное дело - перешли на международный стандарт. Потом появляется через несколько лет таблица, в которой даны сопоставления по новой методологии, возвращенные на 1992 год. … А ведь статистика жила отчетом; священным и незыблемым правилом было обеспечение единства статистики».

«…Я даже не понял поначалу, - продолжил свое эмоциональное выступление Евгений Ясин, - что теперь, если даже захотите дойти до тех отраслей, которые были до 2004 года, вы уже не сможете. Все! Для того, чтобы быть сопоставимыми с показателями Европейского союза и т.д., просто свою историю уничтожаем. И после этого нам говорят, что на два года мы сопоставимость обеспечим. Почему на два года? Почему нельзя поддерживать те группировки, которые были раньше? Оставьте старый ретроспективный ряд. Оставьте в отчетности те же группировки, которые были», - посоветовал ученый. - «Начинайте новые дальше. Мы как-нибудь потом разберемся. Если вам нужна будет поддержка, я готов организовать поддержку научного сообщества за сопоставимость, за то, чтобы мы могли анализировать и не гадать, и самое главное - еще и углублять исследования, считать факторы. Однако есть вещи, которые никто, кроме Росстата, сделать не может. Если поменяли классификацию продукции, это означает, что тот слой, из которого потом получали группировки, он тоже рушится».

«Я, может быть, несколько нарушил правила этики, - извинился Евгений Ясин, - но сделал это специально, чтобы заострить ситуацию. Считаю, что сопоставимость динамических рядов и строжайшая работа над ними, так, чтобы на это можно было опираться - вещь совершенно необходимая. Мы каждый раз сталкиваемся с тем, что у нас научные открытия делаются на том основании, что, скажем, структура статистики продукции, структура статистики цен и структура статистики внешней торговли не сопоставимы».

Евгений Ясин отметил, что в принципе требовать от Росстата все и сразу неправильно. Достаточно представить весь процесс, который идет, чтобы получить лишь один показатель. По такой большой стране, как Россия, с большой точностью очень трудно собрать данные. Нужно учесть, что эти данные возникают из разных источников, из разных областей, после чего необходимо получить сопоставимый показатель. «Вот собирается эта куча со всей России, где у каждого свои проблемы, там одна ушла в декретный отпуск, там усадили молодого студента, он ничего не знает, что-то перепутал, ну, всякое бывает, поэтому вопрос заключается в том, что так же, как в любом измерении, статистические данные имеют некоторую погрешность. По всем основным отчетным показателям статистике верить можно. Я пользуюсь официальными данными в части инфляции», - говорит экономист.

Главная задача Росстата делать такую статистику, которая была бы надежной основой для накапливания всей истории развития экономики. Прежде всего, это динамические ряды», - подчеркнул Ясин.

В ходе дискуссии отмечалось, насколько важно то, кто является заказчиком на межведомственные согласования, с которыми просто беда. Один из основных контрагентов для Росстата - Министерство по налогам и сборам. Министерство не раскрывает своих карт, потому что если оно откроет свою информацию, свою методологию, то тут же выяснится, что здесь не добирают, там не добирают. И очень легко будет сделать вывод о том, где плохо работают.

Так что есть много причин существенно повышать авторитет Росстата, надо чтобы методологию диктовал Росстат, чтобы обеспечить независимые данные. Так, чтобы ведомства знали, что Росстат даст информацию, которая покажет их «лицо» в настоящем виде, используя самые разные научные методы выборки. Известный эксперт, руководитель Центра экономического анализа и прогнозов ИЭ РАН Александр Френкель, которого OPEC.ru попросил прокомментировать сложившуюся ситуацию, в частности заявил: «Росстат не должен находиться в подчинении Минэкономразвития и получать от него указания, часто нелепые, а должен входить в Правительство на правах самостоятельного ведомства».

Всякий чиновник должен знать и бояться, что в Росстате есть объективные данные. Есть секреты анализа информации, которыми ни одно ведомство не владеет, а Росстат совместно с наукой ими владеет, отмечалось во время дискуссии.

Наталья Гетьман