Меню Рубрики

Особенности состава и структуры сложных предложений. Сложные предложения: типы сложных предложений

>>Русский язык: Значение и строение сложного предложения. Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.

Значение и строение сложного предложения . Основные виды сложных предложений". Средства связи между частями сложного предложения. Интонация в сложных предложениях.

Сложные предложения.- это предложения, которые состоят из двух и более частей. Части по форме однотипны с простыми предложениями, но в составе сложного предложения они образуют единое смысловое и интонационное целое.

На письме части сложного предложения могут выделяться парной запятой пли разделяться, в зависимости от синтаксической ситуации, одиночной занятой, точкой с занятой, двоеточием или тире.

В зависимости от средств связи между частями сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные сложные предложения.

В союзных сложных предложениях части предложения соединяются с помощью интонации и союзов или слов, выступающих в роли союзов.

Сложные союзные предложения делятся на две группы: сложносочинённые и сложноподчинённые .

В сложносочинённых предложениях части связаны с помощью сочинительных союзов и, а, но, да, зато, ни - ни, и - и, или - или и т. д. Части сложносочинённого предложения равоправны и не зависят одна от другой. На письме части сложносочинённого предложения в основном разделяются одиночной занятой: Ночь уж ложилась на горы, и ту мет начинал бродить по ущельям (М. Лермонтов).

В сложноподчинённых предложениях части связаны с помощью подчинительных союзов и слов, выступающих в роли союзов что, чтобы, если, где, когда, потому что и т. д. В этих предложениях части неравноправны: одна часть зависит от другой, поэтому в них выделяются главная , поясняемая, и придаточная , поясняющая, уточняющая, части. На письме придаточная часть отделяется от главной занятой: Хлеб, если проголодаешься, всегда бывает свеж и пахуч .

В бессоюзном сложном предложении части предложения соединяются только с помощью интонации: Стояла ясная осенняя ночь, луна озаряла поредевшие листья (Ф. Искандер) . В зависимости от смысла части бессоюзного сложного предложения могут разделяться одиночной запятой, точкой с запятой, двоеточием или тире.

Сложные предложения по сравнению с простыми предложениями помогают передать больший объём информации.

1. Выборочно-распределительная работа

І. Работа в парах . Выразительно прочитайте данные в упражнении предложения вслух, соблюдая интонацию, с которой произносятся союзные и бессоюзные предложения.

ІІ. Выпишите пословицы в такой последовательности: 1) сложные предложения, связанные сочинительными союзами (сложносочинённые предложения); 2) сложные предложения, связанные подчинительными союзами (сложноподчинённые предложения); 3) сложные предложения, связанные по смыслу без помощи союзов (бессоюзные сложные предложения). Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

1. Вечер покажет, каков был день. 2. Учи других, и сам поймёшь. 3. Глупа та птица, которой гнездо своё не мило. 4. Корова черна, да молоко бело. 5. Всё минется, одна правда останется. 6. Дитя не заплачет - мать не знает. 7. Не давай себе воли - не будет неволи. 8. Деньги не щепки: на полу не подымешь. 9. Смелый там найдёт, где робкий потеряет. 10. Пашню пашут - руками не машут. 11. Зелен
виноград не сладок, млад человек не крепок. 12. Вор не паутина всегда крадёт, а всегда берегись. 13. Закон как паутина: шмель пролетит, а муха останется. 14. Попытка не пытка, а спрос не беда. 15. Глуп совсем, кто не знается ни с кем. 16. Всем надобно желать, чтобы друга сыскать. 17. Лучше худое отложить, чтобы после не тужить. 18. Лето припасает - зима поедает.

ІІІ. Объясните написание не со словами. Укажите в упражнении случаи раздельного написания не с именами существительными и краткими прилагательными, вызванные скрытым противопоставлением. Подчеркните эти слова как члены предложения. Сформулируйте правило «Как распознать скрытое противопоставление».

Части сложного предложения могут быть разными по составу грамматической основы : двусоставные (двоскладні), односоставные (односкладні). Виды односоставных частей: определённо-личные (означсно-особові), неопределённо-личные (неозначено-особові), безличные (безособові), назывные (називні)

2. Пунктуационно-орфографическая работа

І. Спишите предложения, вставляя пропущенную частицу ни в отрицательных местоимениях. Расставьте пропущенные занятые;.

ІІ. Подчеркните грамматические основы в каждой части сложного предложения, укажите тин сказуемого.

ІІІ. Найдите односоставные предложения и в скобках укажите их вид: определённо-личные (опр.-л.), неопределённо-личные (неопр.-л.), безличные (безл.), назывные (п.). Односоставных предложений какого вида нт в данном упражнении? Назовите неполные предложения.

1. Я там чуть-чуть не умер с голода да ещё вдобавок меня хотели утопить(М. Лермонтов) . 2. Мне двадцать четыре года я самый настоящий инженер-электрик (А. Вампилов) . 3. Словно кричат что-то да...чего не разберёшь (А. Островский). 4. Было видно что ей...чего не хотелось делать (В. Белов) . 5. Когда я проснулся в доме уже...кого не было. 6. Я ей...чего не сказал чтобы не волновать её (Ф. Искандер) . 7. Она сразу же сказала ему что не знает... о каких таких родственниках и...когда с ними не встречалась (Ф. Искандер) . 8. Мама и папа спорили о моём воспитании а я не подчинялся...кому чтобы...кого не обитель (А. Алексин). 9. Дверь у Гусевых...когда не запиралась - не потому что доверяли людям а потому что теряли ключи (В. Токарева).

IV. Укажите предложение с косвенной речью.

3. Выборочно-распределительная работа

I. Выпишите предложения в такой последовательности: 1) сложные предложения с причастным оборотом : 2) сложные предложения с деепричастным оборотом: 3) сложные предложения с обособленными приложениями; 4) сложные предложения с вводными словами и обращениями, вставьте пропущенные буквы и дефисы (место пропуска дефиса не обозначено). Расставьте пропущенные запятые.

1. Я схватил бумаги и поскорее унёс их боясь чтоб штабе капитан но раскаялся (М. Лермонтов) . 2. Прямо перед глазами было окно по которому движется плоская щёточка дворник очищающая стекло (В. Липатов) . 3. Я пошёл к соседу старику к Олёше Смолину чтобы попросить помощи (В. Белов) . 4. Опять застучал по крыше дождь но Воронцов завёрнутый в плащ-палатку н..чего не видел и не слышал (В. Распутин) . 5. Единстве..ый вое..ый корабль ныне ставший кораблём музеем первым встал на защиту городка однако весь его экипаж погиб в бою. 6. Старики помещики сверстники Хвощинского рассказывают что он когда-то слыл за редкого умницу (И. Бунин). 7. Друзья советчики умудрё..ые опытом настаивали чтобы он н.. о чём н..кому не рассказывал. 8. Это значит сударь что вам наследства вашего не видать н..когда(Н. Островский). 9. Матушка и тётка не раз творили, что она несомне..о была в своё время красавица (И. Лесков). 10. Я проводил её крепко накрепко предупредив чтобы она н..кому н..когда не открывала по вечерам дверь (Ф. Искандер).

ІІ. Объясните написание не с разными частями речи.

4. Слушание с опорой на текст

І. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Озаглавьте его. Передайте содержание текста в 4-5 предложениях.

ІІ. Выпишите примеры сложных предложении разных типов: бессоюзное, сложносочинённое, сложноподчинённое. Выпишите предложения, включающие прямую речь и диалог, повторно запишите их в виде косвенной речи.

Я вспомнил, как в детстве ждал дня рождения и в ночь перед ним долго не мог уснуть. Сердце никак не успокаивалось, оно громко и часто стучало от волнения. Я ворочался и уговаривал себя заснуть, понимая, что, как только я засну, сразу наступит завтра. То есть надо уснуть - и день рождения настанет. Но из-за того, что я так напряжённо об этом думал, именно от этого и не мог уснуть, ворочался, громко издыхал или.лежал и слушал тишину в других комнатах, тиканье часов да звуки редко проезжавших машин. Как же я ждал дня рождения!

Хотя чего я ждал? Я знал заранее, что утром мне мама даст белую рубашку, потому что в школе в день рождения мне нужно быть нарядным. Родители меня поздравят, но сразу все подарки не дадут, придётся ждать вечера. В школу я брал с собой конфеты, чтобы всех
угостить. Учительница в начале первого урока сообщала классу, что у меня сегодня день рождения, и не тревожила потом вопросами и не вызывала к доске.

Вечером ко мне приходили друзья, бабушка и тётя с маленькой моей троюродной сестрой. Все дарили какую-нибудь ерунду, бабушка дарила книгу и тайком от всех совала мне в руку сложенную вчетверо купюру. «Купи себе что-нибудь и сходи в кино», - шептала она.

Родители дарили, конечно, что-то ценное, не всегда то, что я хотел, но всё же ценное. Друзья, пришедшие меня поздравить, сначала родительским подарком восхищались, но вскоре находили в нём массу недостатков и раскритиковывали его, доводя меня чуть ли не до слёз. Потом мы ели, потом пили чай с маминым тортом. Потом недолго «бесились», ссорились, кто-то уходил раньше остальных. Мне казалось, что мои приятели затевали какую-то интригу против меня, и вообще недостаточно мне благодарны за праздник и угощение. Потом папа праздник заканчивал.

Всё! Давайте-ка по домам! Завтра в школу, - говорил он, - за уроки-то ещё не садились.

Ребята уходили, и становилось пусто...
(Е. Гришковец)

5. Устное сочинение

Работа в группах . Составьте устное высказывание о праздновании дня рождения, используя опорные слова, данные в тематическом словаре, и Фото "День рождения".

Тематический словарь :

День рождения, семейный праздник, гости, поздравления , пожелания, угощение, торт, подарки, сюрпризы, развлечения, радость, хлопоты.

Восстановите пропущенные слова и пропущенные реплики диалога. Прочитайте составленные диалоги по ролям.

У меня вчера был день рождения.
-
- Мама, отец, мамина сестра с мужем и двумя детьми, моими двоюродными братом и сестрой, бабушка и дедушка.
-
- По это же семейный праздник. Конечно же, пришли самые родные. А с друзьями мы устроили целое шоу: разыграли сюжет Фабрика звёзд».
-
- Да подарков много: …, … , … .Но больше всего мне понравились … , … , … .

7. Домашнее задание

Вариант 1 . Из упражнения 5 спишите часть, посвященную празднованию дня рождения. В сложных предложениях подчеркните грамматические основы, обосновав таким образом постановку запятых между частями (ложного предложения.

Вариант 2. Напишите сочинение-повествование о каком-либо событии, связанном с днём рождения, - как вы ждали этот праздник, как у вас приходил этот день, - или расскажите о самом памятном дне рождения, эпизоде илиподарке.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык онлайн, электронные издания бесплатно, конспекты уроков, рефератов, бесплатные учебники по русскому языку, домашние задания вопросы и ответы

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации

В деловой речи широко используются конструкции со сложными предложениями, т. к. это позволяет собрать в целое большое количество слов, подчеркнуть смысловые оттенки, выразить более сложную мысль.

Использование сложных предложений позволяет точно определить смысловые отношения – причинные, условные, целевые, временные и т.

Д. Но часто составители документов усложняют предложения. В результате текст трудно воспринимается, теряет свою смысловую значимость. Подобная ошибка возникает в результате насыщения предложения однотипными придаточными частями, длинными перечислениями, развернутых цитат, использования сложных вставочных конструкций.

Текст с подобными ошибками должен упрощаться. Это можно сделать путем:

1) прямого сокращения текста,

2) переработки текста,

3) путем разбивки сложных периодов на более простые конструкции, абзацы и пр. ,

К стилистически неудачным конструкциям относятся:

1) сложные предложения, в которых придаточная часть замещает сказуемое главной части предложения:

Наша задача – это когда все рабочие могут выполнять задание.

2) конструкции типа:

Работники цехов, которые были отмечены в приказе, приняли участие в конкурсе.

Союзное слово которое относится одновременно и к рабочим, и к цехам. Следовало:

Работники цеха №15, которые были отмечены в приказе, приняли участие в конкурсе.

3) неудачны конструкции с последовательным подчинением однотипных придаточных частей и навязчивым повторением союзов и союзных слов:

Извещаем, что по имеющимся сведениям, что вы систематически срываете производственное задание.

4) неудачны сложные предложения с разнотипными, однородными частями:

2. Каждый работник должен заботиться о чистоте рабочего места.

3. Все случаи нарушения трудовой дисциплины должны обсуждаться на собрании коллектива.

Не допускать – глагол, каждый – прилагательное, все – местоимение. Должна быть однотипность:

Общее собрание коллектива постановило:

1. Не допускать нарушения графика выполнения работ.

2. Заботиться о чистоте рабочего места.

3. Обсуждать все случаи нарушения трудовой дисциплины на собрании коллектива.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Особенности состава и структуры сложных предложений:

  1. 22. Нечленимые предложения. Полные и неполные предложения.
  2. 9.Лексическое значение слова, структура значения, компоненты лексиче-ского значения. Основные типы лексич.значений слов в РЯ.
  3. 36. Предложение и его основные признаки, различные аспекты изучения предложения.
  4. 39. Сложное синтаксическое целое и структурные элементы его организации. Способы связи предложений в составе сложного синтаксического целого.

сложное предложение. Предложение, состоящее из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующее единое смысловое, конструктивное и интонационное целое (простые части, объединяясь в составе сложного, образуют не арифметическую, а алгебраическую сумму).

Единство и цельность сложного предложения создаются для отдельных его типов разными средствами, к которым относятся:

1) и н т о н а ц и я. Части сложного предложения не обладают интонационной законченностью, являющейся одним из основных признаков предложения как коммуникативной единицы: этот признак присущ сложному предложению в целом. Пена кипела, и брызги воды летали по воздуху (Горький) (перед союзом и голос повышается, а характерное для повествовательного предложения понижение голоса оказывается только в конце второй части сложного предложения);

2) с о ю з ы или союзные слова. Сын молча взял цеп, и работа пошла в четыре цепа (Л. Толстой). Яхочу, чтоб к штыку приравняли перо (М а я к о в с к и и). Я не знаю, где граница меж товарищем и другом (Светлов); (не расписываю т.к. они перечисляются далее и в вопросе 23)

3) лексический состав (специализированные слова со значением указания, системные лексические отношения – синонимия, антонимия). В той или иной части сложного предложения могут быть слова, указывающие на ее несамостоятельность. Одно было несомненно: назад он не вернется (Тургенев) (первая часть нуждается в разъяснении имеющегося в ней слова одно). Вы слишком люди, чтобы не ужаснуться этих последствий (Герцен) (средством сцепления обеих частей является пара слишком... чтобы). Не успел я опомниться, как чья-то рука в белой перчатке очутилась в моей (Л. Толстой) (пара не успел... как). Стоило теперь только оглянуться на деревню, как живо вспомнилось все вчерашнее (Чехов) (пара стоило... как);

4) синтаксическое строение частей (неполнота одной из частей, структурный параллелизм частей).Кот неподвижно сидел на матрасике и делал вид, что спит (Чехов) (первая часть нуждается в распространении при помощи второй). Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя (Н. Островский) (ю же самое). Она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только об нем и говорили (П у ш-к и н) (параллелизм расположения членов предложения в обеих частях);

5) порядок частей. Некоторые типы сложного предложения допускают только один определенный порядок следования частей. Веревка была длиною почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя (Пушкин) (перестановка частей невозможна);

6) соотношение форм глаголов-с к аз у е м ы х (координация видо-временных форм глаголов-сказуемых). В некоторых случаях соотношение видо-временных форм глагола или форм наклонения в частях сложного предложения является его конструктивной чертой. Лисье бритое лицо его приятно улыбалось, и глаза щурились, оглядывая, всех собравшихся (Л. Толстой) (значение одновременности передается формами несовершенного вида). Знай я ремесло, жил бы в городе (Горький) (значения условия и следствия выражаются формой повелительного наклонения в первой части и сослагательного во второй).

Обладая каждое своей спецификой, простое предложение и сложное предложение в отдельных случаях сближаются между собой, образуя переходные случаи. Я приехал затем, чтобы объясниться (Тургенев) (инфинитивный оборот чтобы объясниться занимает промежуточное положение между придаточным предложением цели и обстоятельством цели;

ср.: Я приехал объясниться). Как далекая зарница в глухую полночь, мелькнуло смутное сознание опасности (Серафимович) (сравнительный оборот как далекая зарница в глухую полночь занимает промежуточное положение между придаточным предложением и обстоятельством образа действия; ср.: ...мелькнуло далекой зарницей е глухую полночь).

По типу связи СП делятся на союзные и бессоюзные.

БСП – сложное предложение, предикативные части которого соединены взаимосвязанностыо своего значения и строения, ритмомелодическими средствами, без помощи союзов или относительных слов. Различаются:

1) бессоюзные сложные предложения однородного состава (с однотипными частями) . По выражаемым ими значениям (одновременность пли последовательность событий, сопоставление или противопоставление действий и т. д.) и по некоторым структурным признакам (перечислительная интонация или интонация противопоставления, однотипность видо-временных форм глаголов-сказуемых, возможность вставки сочинительных союзов) предложения этого тина могут быть соотнесены со ССП. Их характеризует незамкнутая структура (количество частей ограничено лишь волей говорящего). Белое одеяло сброшено на пол, дом пуст, Вера Никандровна одна (Ф е д и н). Вы рветесь к войне - мы упрочили мир (Б е з ы ы е н с к и и);

2) бессоюзные сложные предложения неоднородного состава (с разнотипными частями) . По выраженными ими значениям (отношения обусловленное! и, причинно-следственные, изъяснительные и др.) и по некоторым структурным признакам (интонация, порядок следования предикативных частей единою целью, лексический состав первой части и др.) предложения этого типа могут быть соотнесены с СПП. Количество частей в таком типе предложения не более двух. Иногда лошади проваливались по брюхо: почва была очень вязкой (Ф а д е е в). Федор понял: речь шла о связи (Ф у р-м а н о в).

При этой классификации возможны переходные или промежуточные типы бессоюзных сложных предложений, не соотносительные с предложениями сложносочиненными или сложноподчиненными, например бессоюзные предложения с пояснительными отношениями. Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями... (Пушкин).

Другая классификация бессоюзных сложных предложений основана на различных типах интонации как важнейшей формальной стороны их построения. Выделяются:

1) перечислительные предложения. Шелк не рвется, булат не сечется, золото не ржавеет (пословица);

2) сопоставительные предложения. Лето припасает - зима поедает (пословица);

3) предложения обусловленности. Волков бояться - в лес не ходить (пословица);

4) объяснительные предложения. Ей представлялась картина: хрупкая ладья несется по течению (Вересаев);

5) присоединительные предложения. Русская интеллигенция росла и развивалась в условиях совершенно зверских,- это неоспоримо (Горький).

Союзные в свою очередь представлены ССП и СПП.

ССП – сложное предложение, части которого связаны между собой сочинительными союзами. С грамматической точки зрения части являются равноправными. Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую мину ту (Л.. Толстоа). Старик явно возмущался, а Григорий морщился (Шолохов).

Связь между частями сложносочиненного предложения осуществляется и другими грамматическими, а также лексическими средствами. Немцы уйдут, и вся занимаемая ими территория перейдет в руки Красной Армии (Н. Островский) (незаконченность интонации первой части; соотношение форм глаголов совершенного вида, передающее отношение следования; порядок частей, соответствующий порядку следования действий, о которых говорится). Лизу напугал странно постаревший взгляд Веры Никандровны, и она не решилась возражать (Федин) (взаимосвязь частей и смысловая несамостоятельность второй части подчеркиваются употреблением в ней местоимения она). В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой) (части сложного предложения объединены общим второстепенным членом в сенях). Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят (Тютчев) (взаимообусловленность частей выражается при помощи слов еще... а уж).

Между частями сложносочиненного предложения могут быть отношения:

1) соединительные (со значением одновременности, последовательности, причины и следствия и др.).С востока надвигались темные дождливые тучи, и оттуда потягивало влагой (Ч е х о в). Пьер вошел к детям, и хохот и крики еще более усилились (Л. Т о л с т о и). В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лег спать (А р с е н ь е в);

Союзы : и , повт. союз-частица и , да (=и), тоже, также , повт. союз ни-ни

2) разделительные (со значением несовместимости, чередования, взаимоисключения). То солнце тусклое блестит, то туча черная висит (Н е-красов). Или вы сейчас одевайтесь, или я уеду один (Писемский);

Союзы : а, но, да (=но), однако, же (этот союз располагается дистантно по отн-нию к границе предикат. части), зато .

3) противительные (со значением противопоставления, несоответствия). Все посмотрели ему вслед, но никто не улыбнулся (Т у р г е н е в). Он человек нескладный, растрепанный, оборванный, а лицо у него почти красивое (Горький);

Союзы : или, либо , повт. союзы ли – ли - или, то-то, то ли - толи, не то – не то .

4) присоединительные, градационные и пояснительные

Присоединительные союзы: да и, но и.

Мне хне хотелось идти домой, да и не за чем было туда идти.

Градационные союзы: не только, но и; не то чтобы, но.

Не только администрация вышла встречать гостей, но вышли еще и студенты и учащиеся школ.

Пояснительные союзы : то есть, а именно, или (= т.е..)

Иван Ильич вечером садился за дела, то есть читал бумаги, исправлял законы.

СПП – предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Не жалко сил, если они дают такие результаты (Н. Островский). Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть (Л. Толстой). Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части (придаточного предложения) от другой (главного предложения). (подробнее см. 23 вопрос)

25.Стиль (франц. style от греч. stylos - палочка для письма).

1. Разновидность языка, характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. Стиль языка. Функциональный стиль.

2. Совокупность приемов использования средств языка, характерная для какого-либо писателя, произведения, жанра. Стиль Пушкина. Стиль “Евгения Онегина" Стиль романтиков. Стиль басни. Стиль фельетона.

3. Отбор языковых средств по принципу экспрессивно-стилистической их окраски. Стиль книжный. Стиль официальный. Стиль торжественный. Стиль сатирический. Стиль юмористический.

4. Построение речи в соответствии с нормами словоупотребления и синтаксиса. Стиль искусственный. Стиль небрежный. Стиль простой. Ошибки в стиле. Работать над стилем.

(Словарь лингвистический. терминов Д.И. Розенталя)

Осн. единица стил. системы – это функц. стиль.

В шк. традиции стили рассматриваются в соответствии с разными сторонами общественной жизни.

В.В. Виноградов делал акцент на соотношение стилей со сферами и функциями, которые выполняет язык:

Коммуникативная функция (общение) – обиходно-бытовой;

Сообщение (деловой, научный);

Воздействие (публицистический, худож.- беллетристический).

Но сам Виноградов отмечал, что стилей больше, чем функций. Тогда он выделил стили языка и стили речи.

Функциональный стиль – это определенная социально осознанная разновидность речи ,

а) соответствующая той или иной сфере общественной деятельности и форме сознания,

б) обладающая своеобразной стилистической окраской, создаваемой особенностями функционирования в этой области языковых средств и специфической речевой организации,

в) имеющая свои нормы отбора и сочетания языковых единиц, определяющимися задачами общения в соответствующей сфере.

* Каждой из сфер деятельности человека соответствует особое отношение к действительности: в общении с близкими – ассоциативное, в деловом общении – абстрактно-логическое.

Факторы, определяющие стиль:

1. Форма сознания и вид деятельности (тип мышления и форма отражения: научное понятие, правовая норма, художественный образ).

2. Факторы, определяющие подстиль:

Степень официальности/неофициальности

Устная/пис. форма

Чем больше в стиле доля письменной формы, тем менее «прозрачной» является его устная форма, и наоборот.

Монолог./диалог. вид

Способ коммуникации: прямая, косвенная и безличная (закон, статья). Прямой контакт тяготеет к устной форме.

Жанр речи (т.е. вид реч. произведения, характеризующийся единством конструкции, композиции, стиля)

Вид науки, способ отображения

3. Уточняющий фактор:

Тон речи

Ориентация на слушателя или аудиторию

Вид речевого контакта

Характер субъекта и адресата речи

4. Субъективные факторы

Долгое время классификация шла по пути дифференциации книжного и разговорного стилей. Гвоздев выделял стили бытовые и публицистические. Будигов: разговорный (разговорно-интелиген. и разговорно-фамильярный).

На подстиль влияет жанр и жанровые разновидности.

Благодаря развитию языка и постоянному взаимодействию стилей границы между ними обладают известной подвижностью.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ НОРМА – исторически сложившаяся и закономерно развивающаяся общепринятая реализация заложенных в языке стил. возможностей, значений, окрасок, обусловленных целями, задачами и содержанием данной сферы общения.

(Из шпор) Межстилевая лексика. К ней относятся слова, не имеющие функциональной закрепленности => используется во всех перечисленных стилях. У межстилекой лексике относятся:

Наименования конкретных предметов (человек, собака, кошка)

Наименование явлений природы (снег, дождь)

Наименование нейтральных признаков слов (счастливый, умелый, умный)

Название распространенных действий и состояний (говорить, писать)

Межстилевая лексика используется как в устной, так и в письменной речи. Ей присущи простота, естественность, четкость, общедоступность.

Стилистически нейтральной лексике противостоит стилистически маркированная. Большинство ученых в составе стилистически маркированной лексики выделяют 2 разряда слов: книжные слова, слова разговорные.

Книжная лексика включает в себя 3 группы слов (научная лексика, официально-деловая, публицистическая, лексика художественного произведения)

В силу разноплановость разговорной лексики в настоящее время нет окончательного исследования разграничения разговорно-просторечной лексики. Выделяют несколько групп слов: 1. лит.разговорные(бездельник) 2. разговорно-бытовые (грязнуля, дедок) 3. обиходно-бытовые просторечия (сачок, братан) 4. разговорно-терминологические (касторка, диабетик, сердечник, гипертоник)

РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ

Общение неподготовленное, непосредственное. Говорящие связаны неофициальными отношениями.

Лексика.

    Гл. домининта – отсутствие заботы о форме выражения. не употреблять слова, чужеродные данному стилю.

    относительная лексическая бедность:

    • частые повторы

      слова неточной, сиюминутной семантики

      много окказионализмов

      слова-эрзацы (замещающие паузы)

      почти не используются члены синоним. ряда

      нормой является употребление нейтральной лексики

Морфология .

    Соотношение частей речи:

    • почти нет причастий и деепр., кр. форм прилаг.

      много местоимений

      меньше, чем в др. стилях, используется сущ. и прил.

    Доминирует И.-В.п.

    Встречаются некоторые разг. формы: в отпуску, договора, сахару, Мам!

    глагол: не всгда выдерживается единый временной план, активно используются усеченные формы со значением мгновенного действия (хвать, стук)

    иногда имеет место глагольное управление без управляемого слова: Ты сдавать досрочно? Я заканчиваю (что?)

    Много частиц

Синтаксис .

    Предложение отличается от кн.-пис. стилей: цепочки коротких сообщений, нанизанных друг на друга, т.к. времени продумать фразу нет; много вставок, дополнений, синтаксческих самоперебивов, лишних слов.

    эллипсис, неполнота

Усекаются как полуслужебные элементы, так и знаменательные.

    много беспредложных падежных конструкций

    много повторов

    инверсии, сбитый порядок слов, часто разрываются словосочетания (очень любил книги читать)

    соединительные средства: коли, кабы

    дробность предложения, парцелляция (Еду в Москву. Один.)

26. Конструкции, грамматически не связанные со структурой предложения (обращения, вводные слова, междометия).

Обращение - наименование лица или, в случае олицетворения, неодушевленного предмета или явления, к которому обращено высказывание; Петя, возвращайся скорей! Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч (А. Пушкин). Первичное назначение О. состоит в том, чтобы привлечь внимание слушающего и дать понять, что высказывание обращено именно к нему. Присутствие О. особенно характерно для вопросительных и побудительных предложений, требующих непосредственной реакции конкретного адресата - ответа или действия. В СРЯ форма обращения совпадает с формой именительного падежа существительного в сочетании со специфической интонацией.

Вв о дные слов а , слова, синтаксически не связанные с предложением и выражающие отношение говорящего к сообщению, общую оценку сообщения, указание на источник сообщения или на его связь с контекстом речи. В качестве В. с. могут употребляться как слова, изолировавшиеся от той или иной части речи и используемые только как В. с. ("конечно", "например", "по-видимому"), так и слова, которые сохранили живые связи с различными частями речи и могут быть членами предложения ("возможно", "говорят", "кажется"). В. с. могут содержать эмоциональную оценку сообщения ("к счастью", "к сожалению") или призыв к вниманию ("знаете", "представьте"), указывать на степень достоверности ("правда", "видимо"), источник ("говорят", "известно"), стиль ("попросту") или на отношение между частями сообщения ("кстати", "наконец").

Междометия - класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного и грамматически неоформленного выражения эмоций и волеизъявлений. М. занимают изолированное положение в системе частей речи. В отличие от служебных частей речи, они не участвуют в выражении отношений между словами и предложениями, а от знаменательных слов отличаются отсутствием номинативного значения (напр. увы! выражает чувство сожаления, не являясь его назв.).

По функционально-семантическим особенностям междометия подразделяются на несколько групп:

1) эмоциональные М., выражающие различие положительных или отрицательных эмоции (восхищение, возмущение, удивление, раздражение, испуг) либо общее состояние возбуждения: ай-ай-ай, ах, вот тебе раз, ну и ну, ого ;

2) волеизъявительные М., выражающие призывы к выполнению или прекращению действия, требования тишины или внимания и т. п.: алло, ау, валяй, взяли, марш, тс ;

3) вокативные М., близкие к волеизъявительным, но обращенные к животным: брысь, кис-кис, кыш, тпру ;

4) этикетные М., представляющие собой закрепленные формулы приветствия, благодарности, прощения: здравствуйте, спасибо, до свидания, пока . По составу и образованию М. делятся на непроизводные (первообразные) и производные (непервообразные). Непроизводные М. (ай, ах, брысь, ух, фу ) не соотносятся со словами знаменательных частей речи. Некоторые из них содержат редкие или нехарактерные для фонетической системы рус. яз. звуки и их сочетания: ага, брр, гм, кыш, тьфу, чш ; они могут удваиваться и утраиваться: ай-ай-ай, ей-ей, ого-го . Их происхождение связывается с рефлекторными эмоциональные выкриками и восклицаниями. Производные М. могут соотноситься с существительными (боже, господи, черт): с глаголами (подумаешь, будет тебе, постой ), с наречиями и служебными частями речи (вон!, прочь, однако же ). Среди производных междометий много устойчивых сочетаний и фразеологизмов: вот это да, что за черт, то-то и оно, ну и ну . М., как правило, синтаксически не связаны с др. словами и не являются чл. предложения. Они могут выполнять функцию эквивалента предложения: Ай-ай-ай!; Караул! ; входить в состав фразеологизированных структур: Ай да герой! ; свободно вводиться в предложение, обычно открывая его: Ох, беда! Вместе с тем некоторые эмоциональные М. способны выступать в функции сказуемого, если вместо назв. признака выражается вызываемое им впечатление: Характер у нее ой-ой-ой . Кроме того, волеизъявительные М., приобретая в силу их близости к повелительному наклонению некоторые глагольные свойства, могут подчинять себе зависимые слова: марш домой; айда на речку . К междометию в некоторых отношениях близки глагольные М. и звукоподражания.

Сложным называется предложение, имеющее в своем составе две или несколько грамматических основы, например:Стоял июль, дни были ясными и солнечными .

Части сложного предложения могут быть соединены с помощью союзов, в этом случае принято говорить о союзном сложном предложении. В зависимости от значения союза союзные предложения классифицируются на сложносочиненные и сложноподчиненные: В доме уже никто не спал, когда я вернулся (предложение сложноподчиненное, так как союз когда является подчинительным). Небо стало пасмурным, серым, а в среду начались дожди. (предложение сложносочиненное, так как его части соединены сочинительным союзом и ). Соединение частей предложения может осуществляться при помощи интонации, то есть бессоюзно, в этом случае предложение называется бессоюзным: Сыр выпал - с ним была плутовка такова (Крыл.). Идти нельзя: дорогу размыло.

В строе сложного предложения встречается немало трудностей. Поэтому при употреблении сложных синтаксических конструкций следует помнить:

1. Употребление рядом двух однозначных союзов является грамматической ошибкой: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но однако реализовать этот проект пока невозможно (союзы но и однако являются противительными и передают одинаковое значение); Он утверждает, что будто бы самолет был заправлен некондиционным горючим (союзы что и будто бы передают изъяснительное значение).

2. В сложном предложении нужно обращать внимание на правильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказано... (вместо если нужен союз когда, соотносительный со словом тогда в главном предложении).

3. В сложном предложении не допустимо неуместное повторение частицы бы в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, все закончилось бы благополучно ). Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных придает фразе тяжеловесность.

4. Нужно избегать тавтологии союзов, то есть их неоправданного повторения: Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. – Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце. В первом примере замена придаточной части сложного предложения причастным оборотом не только упростила конструкцию, но и уточнила определяемое слово (не горы, а вершины).



5. Нарушается структура сложного предложения и при сочетании одного из его членов и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Премьер говорил о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет . Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки . Следует заменить придаточное предложение причастным оборотом (исправляющие свои ошибки) или вместо причастного оборота.

6. При построении сложного предложения следует избегать двусмысленности, например: Состоялась беседа с руководителем драматического коллектива, который недавно поставил новую пьесу (непонятно, кто поставил пьесу, руководитель или коллектив). В этом случае лучше заменить сложное предложение двумя простыми, например: Состоялась беседа с руководителем драматического коллектива. Этот режиссер недавно поставил новую пьесу.

7. При передаче прямой речи с помощью косвенной следует помнить, что в прямой речи употребляются личные местоимения 1-го и 2-го лица, а в косвенной - только 3-го лица , например: На вопрос, как вы провели время в пути, пассажиры ответили, что российский лайнер заслуживает высокой оценки. Это косвенная речь, поэтому вместо местоимения вы должно быть употреблено местоимение они.

Контрольные задания к главе 5

1. В предложениях найдите ошибки, связанные с нарушением норм согласования, дайте исправленный вариант:

Состоялась беседа с Настей Северюхиной, одной из сильнейших спринтеров страны. Уже много лет он живет духовной сиротой. треть директоров компании вообще не захотело обсуждать эту тему. Миллион детей в нашей стране лишены родительской опеки. народ желает знать, как живут их герои. Организация реализует крупы: ячневая, гречневая, пшеничная. Половина россиян живут ниже прожиточного уровня. Была открыта и левая и правая створка двери. В стране работает более двух тысяч специалистов по реставрации картин. За последние пару лет вуз покинули около ста пятидесяти ученых.

2.В предложениях найдите ошибки. связанные с нарушением норм управления, дайте исправленный вариант:

Конечно, глядя на эти тусовки, восторгаться есть чему. на совещании должны присутствовать все заведующие клубов. Необходим специалист, компетентный по вопросам разоружения. мы вселим в вас уверенность в наше светлое будущее. Уикенд на другой галактике - это круто! Приехав в Москву, он манкировал все переговоры. По приезду вас встретят автобусы. С Арктики повеяло зимой. Справка может быть выдана только по предъявлению страховки. Согласно закона, такие проступки могут быть наказаны административно. Многие вещи, которые вы купили, но не пользуетесь, могли бы послужить другим. Этот творческий союз давно знаком и любим нашими слушателями. Мероприятия будут проведены в связи с предстоящим праздником Дня строителя. Правовые акты гарантируют человеку. потерявшему или не имеющему работы, минимальные средства к существованию.

3. В предложениях найдите ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, определите их тип, дайте исправленный вариант:

В марте на предприятии состоится конкурс на звание лучшего работника по профессии. Сейчас появилась возможность покупки в рассрочку, оплачивая лишь треть стоимости автомобиля. При работе с реквизитами следует помнить о том: нужно внимательно оценивать номер подразделения. Мы очень скучаем по вам. завершая совещание, был поставлен кадровый вопрос. В этой борьбе полпреды президента либо уйдут с политической арены, либо власть должна измениться. В забастовке принимает участие 32 авиадиспетчера. На вопрос, как вы провели время в пути, пассажиры ответили, что российский лайнер заслуживает высокой оценки. Фирма, беспардонно пользуясь чужими деньгами, имеющая долги перед горожанами, продолжает процветать. Мы восхищаемся и преклоняемся мужеством солдат. Детский комбинат "Белочка" вновь принимает детей после капитального ремонта. Иллюстрации к рассказам, посланные на конкурс, выполнены хорошо.

Несмотря на то, что нормы орфографии знакомы вам из школьного курса русского языка, расслабляться рано!

  • Орфография - это раздел языкознания. изучающий принципы и правила передачи звуков речи на письме.

В область изучения орфографии входи теоретическое осмысление принципов, правил графического оформления слова, а также определение и исследование внутренних тенденций и внешних факторов, влияющих на изменения, происходящие в графической системе русского языка. Современная орфография включает в себя: а) правила передачи звуков речи на письме; б) правила употребления слитных, полуслитных и раздельных написаний; в) правила употребления строчной и прописной букв; г) правила написания сложносокращенных слов (аббревиатур); д) правила переноса слов.

В основе русской орфографии, а значит и многих правил написания слов, лежат следующие принципы орфографии:

1. Фонематический принцип, согласно которому все фонемы русского языка предаются на письме единообразно. Большинство написаний в русском языке подчиняется фонематическому принципу. Например, фонема [о] в слове море передается на письме буквой -о-. В этом случае мы пишем -о- и произносим звук [о]. В слове морской на месте этой буквы мы произносим звук а-ослабленное, однако передаем его той же буквой. Фонематический принцип определяет написание всех проверяемых гласных и согласных букв.

2. Морфологический принцип, согласно которому все морфемы (части слов) в русском языке имеют единообразное написание. Данный принцип близок к фонематическому. Например, корневая морфема "город" в словах городской, городовой будет передаваться единообразнонезависимо от того, в каких фонетических условиях находятся составляющие морфему звуки. В соответствии с морфологическим принципом единообразное написание имеют большинство русских корней, суффиксов, приставок. Однако присутствуют и отступления от морфологического принципа, например, словоградостроитель имеет уже другое написание коневой морфемы.

3. Фонетический принцип. Является отступлением от морфологического принципа. Согласно данному принципу, мы пишем букву, полностью соответствующую определенному звуку. Фонетическими в русском языке являются следующие написания:

а) написания согласных -з, с- в конце приставок без-бес, из-ис, раз-рас, чрез-черес и т.д. Согласно правилу, перед звонким согласным мы пишем -з- , перед глухим -с- , например, р асплавиться, размытый, исчезнуть, извиваться, чересполосица, чересчур, чрезвычайный, беззвездный, беспробудный и т.д.

б) написание гласной -и- после приставок, заканчивающихся на твердый согласный. В словах безынтересный, сыграть, предыюльский, возыметь, подытожить, безынициативный, предынфарктный и т.д. мы пишем -ы-, так как слышим этот звук. Исключение составляют слова с приставками -меж, сверх-, слова с иноязычными приставками, а также сложносокращенные слова например: дезинфекция, контригра, пединститут, фининспектор, панисламский, сверизысканный, межинститутский и т.д.

4. Традиционный принцип. Эти написания определяются русской орфографической традицией. К ним принадлежат написания -чу, щу, ча, ща-, -жи, ши- , написание чередующихся гласных в корнях слов, написание -о, е- после шипящих и -ц- , написание приставок -пре, при- и т.д.

5. Дифференцирующий принцип, согласно которому различные написания определяются разными условиями в тексте или разными значениями, например: компания друзей, но предвыборная кампания; в течении реки (сущ.), но в течение дня (предлог); не смотря на окружающих (дееприч.), но несмотря на снегопад (предлог) и т.д.

Упражнения к теме

1. В данных словах вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение. . В случае затруднения обращайтесь к “Толковому словарю” и "Орфографическому словарю"

Ф…ксимиле, ф…лиант, триптих, урб…нист, б…рк…рола, с…р…нада, анг…ж…мент, б…нуар, импр…сарио, …ратория, в…рн…саж, п…г…нация, м…н…скрипт, м…ринист, с…гидилья, ф…льцет, м…з…нсцена, акв…рель, п…мфлет, б…н…фис, к…медия, в…олончель, к…л…рит, б…т…фория, п…н…рама, к…т…лог, бук…нист, п…тит, м…заика, кв…нт, пр…д…сер, к…рд…балет, м…зансцена.

2. Спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Объясните значения слов, используя “Толковый словарь”.

Ак…мпан…мент, аксес…уар, а…нексия, ап…нд…цит, ас…мблея, ат…ше, ат…рибут, аф…ект, бал…аст, бар…ок…о, дис…онанс, бак…лавр, гут…аперча, деф…ект, д…фицит, дилем…а, ди…грам…а, диф…узия, дра…ма, пье…а, дрес…ировать, дюрал…юминиевый, и…юзия, им…тация, им…унитет, к…к…фония, им…грант, им…нентный, имп…зантный, импрес…арио, ип…одром, к…лиграфия, кол…едж, к…лектор, кол…оквиум, колос…, квинтэ…сенция, кор…зия, кот…едж, ком…ерция, палац…о, плис…е, эф…ект.

3. Вставьте буквы. Определите лексическое значение данных слов, пользуясь словарями: толковыми, этимологическими, иностранных слов. Составьте с ними предложения.

Пр…амбула, пр…валировать, пр…дикат, пр…зент, пр…зентабельный, пр…зидент, пр…людия, пр…мьера, пр…парировать, пр…рогатива, пр…стиж, пр…тендент, пр…тенциозность, пр…цедент, пр…ватный, пр…мадонна, пр…мат, пр…митив, пр…вилегия.

4. Объясните правописание местоимений. Для этого перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

1. Жил н…кто, человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши (Кр.). 2. Н…что не трогало его, не замечал он н…чего (П.). 3. Самгин незаметно, н… с кем не простясь, ушёл (М.Г.). 4. Н… на чём отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины (Гонч.). 5. Мальчик смастерил что-то из ракушек, почти не шевелясь и н…чего не замечая вокруг (Фед.). 6. Тут делать н…чего – друзья поцеловались (Кр.). 7. (Н…) (у) кого не было сомнения, что идут неприятельские полки, что от этого боя будет зависеть многое (Фад.). 8. Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы её ни…то не увидел и (н…) (о) чём не расспрашивал (Пауст.). 9. Лизавете Ивановне (н…) (с) кем было посоветоваться: у неё не было ни подруг, ни наставниц (П.). 10. Он мне очень противен, а странно: (н…) (за) что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась (П.). 11. Моргача не любят, потому что ему самому н… до кого дела нет (Т.). 12. Клим никогда (н…) (с) кем не говорил так, как с Мариной (М.Г.). 13. Он всё понимал и (н…) (во) что не хотел вмешиваться (Горб.). 14. (Н…) что не предвещало непогоды (Арс.). 15. Минуты через две загремели ключи, кто(то), казалось, сходил по лестнице (Г.). 16. Вдруг завизжала дверь на блоке и задрожал пол от чьих(то) шагов (Ч.). 17. Жил он уединённо, лишь изредка кое (кто) заходил к нему.

2. Этот провал (н…) что иное, как угасший кратер. 2. Вопрос может разрешит директор, и (н…) кто иной. 3. Проект сделан (н…) кем иным, как известным специалистом. 4. Внесённое предложение является (н…) чем иным, как результатом недоразумения. 5. (Н…) что иное не могло бы больному так помочь, как перемена климата. 6. (Н…) кто другой, кроме маленького шалунишки, не мог этого сделать. 7. Работу доведёт до конца помощник мастера, и (н…) кто иной лучше её не выполнит.

5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в глагольных окончаниях будущего времени и повелительного наклонения.

1. Выйд…те из комнаты. – После того, как выйд…те, помещение будет проветрено. 2. Выпиш…те незнакомые слова в тетрадь. – Вы выпиш…те газету на следующий квартал? 3. Выруч…те меня, пожалуйста, и на этот раз. – Если выруч…те, буду очень признателен. 4. Вышл…те заказанные книги наложенным платежом. – Когда вышл…те, сообщите об этом. 5. Прыгн…те ещё раз? – Пожалуйста, прыгн…те, у вас это хорошо получается. 6. Вытр…те руки: они у вас влажные. – Когда вытр…те, повесьте полотенце на вешалку. 7. Привыкн…те к режиму в доме отдыха. – Когда привыкн…те, он вам понравится. 8. Умолкн…те хоть на минуту! – Пока не умолкн…те, я не буду рассказывать. 9. Если дверь будет заперта, стукн…те в неё или окликн…те кого-нибудь из нас. – Как только вы стукн…те или окликн…те, вам откроют. 10. Вывед…те пятно. – Когда вывед…те, прогладьте ткань.

6. Перепишите, вставляя буквы, обозначая суффиксы причастий. В скобках укажите спряжение глагола, от которого образовано причастие.

Раст…ла…щаяся степь, стро…щееся здание, т…жело дыш…щий человек, кол..щий дрова юноша, мел…щий муку работник, ненавид…щий предателей человек, пил…щий дерево рабочий, пряч…щийся зверёк, плещ…щиеся в воде ребятишки, кле…щий коробочку мальчик, трепещ…щая рыба, знач…щееся по списку количество, борю…щийся с бурей экипаж, готов…щийся к зачётам студент, дремл…щий старичок, стел…щийся туман, ла…щая собака, спе…щий виноград, клокоч…щий смех, хлещ…щие брызги

7. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Баловство детей

Баловать детей опасно не только по (тому), что баловство пор…ждает в них эгоцентризм и ижд…венчество, но и по (тому), что оно очень скоро пр…водит к пр…сыщению и равн…душию. (Не) избалова…ому ребёнку горазд… легче д…ставить радость: любой подарок, любое лакомство или развлечение пр…носят ему горазд… больше удовольствия, чем баловню, знающ…му, что стоит ему только захотеть, и весь мир будет к его услугам. Для полноты ощущения жизни совсем (не) обязательно, что (бы) у ребёнка было много дорогих игрушек, (что) бы в праз…ничные дни (не) пр…менно побывал на п…ти или шести ёлках, что (бы) к…нфеты и мороже…ое выд…валось по первому требованию.

Сбор ягод

Крупная земл…ника и клубника всюду алели так ярко, что к…зались рубинами на тёмной зелени травы. Ребята работали ловко, я то (же) (ни) (от) кого не отст…вал. Нагибался к земле и бегал так (же) проворно, как и самые шустрые яг…дники. (В) течени… (не) скольких ч…сов моё ведёрко было так (же) полно, как и у ребят. Ближе к (полу) дню мы уже соб…рали ягоды себе в рот или кепку. Рж…ной хле…, свежие ягоды, отдых на тра…ке быстро восст…новили наши силы. Через (пол) часа отдыха мы мчались к лесной реч…нке, которая так (же) служила одной из пр…манок нашего пут…шествия. К вечеру мы торопились домой, что (бы) на след…щий день повторить то (же) пут…шествие. За день мы чу…ствовали (не) малую усталость. За (то) как приятно быть в лесу и соб…рать ягоды!

Осторожно, знаки препинания! Копайте глубже и не торопясь!

  • Под пунктуацией принято понимать: а) систему графических неалфавитных знаков, то есть знаков препинания; б) систему правил употребления знаков препинания.

В современной русской речи наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств, которые составляют единую графическую систему русского языка, включающую следующие знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, восклицательный знак, вопросительный знак, кавычки, многоточие, скобки (они являются центральными), а также метаграфемы (курсив, р а з р я д к а, шрифт ), которые относятся к периферийным знакам.

Постановка знаков препинания в письменной речи определяется следующими принципами пунктуации:

1. Грамматический принцип, согласно которому, знаки препинания отделяют одну грамматическую часть текста от другой. Например, точка отделяет одно предложение от другого, знаки препинания в сложном предложении отделяют одну предикативную часть предложения от другой и т.д.

2. Логический или смысловой принцип. Согласно данному принципу, знаки препинания выделяют часть предложения, имеющую особый смысл. Например, по логическому принципу ставится запятая, выделяющая причастный, деепричастный, сравнительный обороты, а также знаки препинания с бессоюзном сложном предложении, которые передают смысловые отношения между частями такого предложения: Ржавеет золото, и истлевает сталь - лишь слову власть дана (тире передает смысловые отношения сопоставления).

3. Интонационный принцип. Согласно данному принципу, знаки препинания передают на письме интонационный рисунок устной речи. Например, после каждой фразы мы делаем логическую паузу, на месте которой в письменной речи обязательна точка или какой-либо другой знак: Шутить с мечтой опасно: разбитая мечта может составить несчастье жизни. (На месте паузы мы ставим двоеточие).

Однако чаще всего знаки препинания ставятся в письменной речи в соответствии с несколькими принципами, например, точка ставится в соответствии со всеми тремя принципами пунктуации.

Упражнения по теме

Причитайте тексты, вставьте пропущенные знаки препинания, объясните постановку знаков препинания, определив правило и принцип пунктуации, который действует в том или ином случае.

Длинной блистающей полосой тянется с запада на восток Тай­мырское озеро. На севере возвышаются каменные глыбы за ними маячат черные хребты. Весенние воды приносят с верховьев следы пребывания человека рваные сети, поплавки, поломанные весла и другие немудреные принадлежности рыбачьего обихода.

У заболоченных берегов тундра оголилась только кое-где белеют и блестят на солнце пятнышки снега. Еще крепко держит ноги ско­ванная льдом мерзлота, и лед в устьях рек и речонок долго будет стоять, а озеро очистится дней через десять. И тогда песчаный бе­рег запитый светом перейдет в таинственное свечение сонной воды а дальше в торжественные силуэты и причудливые очертания про­тивоположного берега.

В ясный ветреный день вдыхая запахи пробужденной земли, мы бродим по проталинам тундры и наблюдаем массу прелюбопыт­ных явлений из-под ног то и дело выбегает припадая к земле куропатка; сорвется и тут же как подстреленный упадет на землю крошечный куличок, который стараясь увести незваного посетите­ля от гнезда тоже начинает кувыркаться у самых ног. У основания каменной россыпи пробирается прожорливый песец, покрытый кло­чьями вылинявшей шерсти, и поравнявшись с камнями делает хорошо рассчитанный прыжок придавливая лапами выскочившую мышь. А еще дальше горностай, держа в зубах серебряную рыбу, скачками проносится к нагроможденным валунам.

У медленно тающих ледничков начнут оживать и цвести растения, первыми среди которых будут розы, потому что они развиваются и борются за жизнь еще под прозрачной корочкой льда. В августе среди стелющейся на холмах полярной березы появятся первые грибы, ягоды словом все дары короткого северного лета. В поросшей жал­кой растительностью тундре тоже есть свои прелестные ароматы. Ког­да наступит лето и ветер заколышет венчики цветов жужжа, прилетит и сядет на цветок шмель большой знаток чудесного нектара.

А сейчас небо опять нахмурилось и ветер бешено засвистел воз­вещая нам о том, что пора возвращаться в дощатый домик поляр­ной станции, где вкусно пахнет печеным хлебом и уютом человечес­кого жилья. Завтра начинаются разведывательные работы.

Еще только одиннадцатый час на исходе а уже никуда не денешьея от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. Раскаленный воздух едва-едва колышется над немощеной песчаной дорогой. Еще не кошенная но наполовину иссохшая трава никнет и стел от зноя почти невыносимого для живого существа. Дремлет без живительной влаги зелень рощ и пашен. Что-то невнятное непрестанно шепчет в полудремоте неугомонный кузнечик. Ни человек ни животное ни насекомое никто уже больше не борется с исто­мой. По-видимому, все сдались убедившись в том, что сила исто­мы, овладевшей ими непобедима и непреодолима. Одна лишь стре­коза чувствует себя по-прежнему и как ни в чем не бывало пляшет без устали в пахучей хвое. На некошеных лугах ни ветерка, ни ро­синки. В роще под пологом листвы так же душно как и в откры­том поле. Вокруг беспредельная сушь, а на небе ни облачка.

Полуденное солнце готовое поразить каждым своим лучом жжет невыносимо. Бесшумно, едва приметно струится в низких берегах кристально чистая вода, зовущая освежить истомленное зноем тело в прохладной глубине.

Но отправиться купаться не хочется да и незачем после купания еще больше распаришься на солнцепеке.

Одна надежда на грозу лишь она одна может разбудить скован­ную жаром природу и развеять сон.

И вдруг впрямь что-то грохочет в дали, неясной и туманной, и гряда темных туч движется с юго-восточной стороны. В продолже­ние очень короткого времени в течение каких-нибудь десяти-пятнадцати минут, царит зловещая тишина и все небо покрывается ту­чами.

Но вот откуда ни возьмись в мертвую глушь врывается резкий порыв ветра, который, кажется, ничем не сдержишь. Он стреми­тельно гонит перед собой столб пыли беспощадно рвет и мечет дре­весную листву безжалостно мнет и приклоняет к земле полевые злаки. Ярко блеснувшая молния режет синюю гущу облаков.

Хорошо бы в пору укрыться от этого совсем нежданного но желанного гостя. Добежать до деревни не удастся а усесться в дупло старого дуба впору только ребенку. Гроза надвигается изредка вда­леке вспыхнет молния, слышится слабый гул, постепенно усилива­ющийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раска­ты, обнимающие весь горизонт. Но вот солнце выглянуло в после­дний раз, осветило мрачную сторону небосклона и скрылось. Вся окрестность вдруг изменилась, приняла мрачный характер и гроза началась.

Тихий сентябрьский день был на исходе. По лесным дорогам под гору двигались искусно замаскированные ветвями пушки и трехтон­ки, шли караваны груженных по-видимому минами лошадей. У всех в этот день было приподнятое настроение обессилевшие за пос­ледние дни бойцы, расположившись небольшими, но плотными груп­пками или поодиночке, наспех писали письма и вполголоса перего­вариваясь подкреплялись тушенкой.

Уже совсем стемнело и в ущелье стало холодно, когда покинув позиции батальоны отправились в путь. Было непонятно, как в густом лесу при едва брезжущем свете луны двигаясь па ощупь люди найдут свое место в горах и приготовятся к бою. Однако ко­мандиры рот заранее изучили окрестности, и поэтому отход проте­кал нормально.

Неприятель в течение ночи почти не пытавшийся штурмовать на рассвете в открытую ринулся на нашу арьергардную роту остав­ленную в теснине... Но никто из фашистов не видел как на верши­не кристаллических скал, укрытые охапками легких стелющихся рас­тений, едва зыблющихся на ветру расположились наблюдатели, бук­вально не сводившие глаз с врага.

Взволнованные долгим ожиданием готовые стоять насмерть, ле­жали бойцы на скалах, а на дорогах недоступные огню шли фашис­ты. Опасность была настолько велика, что ни у кого не возникла мысль пренебречь ею или хотя бы приуменьшить ее. ^

Лебедь по своей величине силе и красоте и величавой осанке давно и справедливо назван подлинным царем всего подводного пти­чьего мира. Белый как снег, с блестящими небольшими глазами длинношеий, он прекрасен, когда невозмутимо спокойно плывет по темно-синей зеркальной поверхности воды. Но все его движения преисполнены безыскусной прелести: начнет ли он пить и зачерп­нув носом воды поднимет голову вверх и вытянет шею; начнет ли купаться, нырять как заправский пловец залихватски плескаясь своими могучими крыльями, далеко распространяя брызги воды; распустит ли крыло по воздуху, как будто длинный косой парус, и начнет беспрестанно носом перебирать в нем каждое перышко, про­ветривая и суша его на солнце все непостижимо живописно и величаво в нем.

Лебединых стай я не видывал в тех местах Оренбургской губернии где я постоянно охотился и где мне не раз встречались косяки других птиц лебеди бывают гам только пролетом. Однако бывает и так не­скольким лебедям, пребывающим в холостом состоянии, понравится привольное место неподалеку от моей дощатой времянки, и они если только не будут отпуганы прогостят в течение недели, а то и более. Откуда они прилетают и куда улетают я не знаю. Однажды их гостевание продолжалось три месяца, а, может быть, было бы и более пока не случилось пренеприятнейшее: местный старожил, не кто иной как объездчик нашего участка, убил одного наповал для пуха, непревзойденные достоинства которого известны нам.

В большинстве старинных песен, особенно в южнорусских ле­бедь преподносится как роскошная, благородная птица, никогда не бросающая собратьев по стае в несчастье. Обессилевшие, обескро­вевшие они будут отчаянно защищать других. Лебеди не склоняют­ся даже перед непреодолимыми препятствиями.

Небезызвестна их недюжинная сила. Говорят, что если собака бросится на детей лебедя или кто-то приблизится к нему легкоране­ному он ударом крыла может прибить до смерти.

Отправляя в разведку Метелицу Левинсои наказал ему во что бы то ни стало вернуться этой же ночью. Но деревня куда был послал взводный на самом деле лежала много дальше, чем предпо­лагал Левинсон: Метелица покинул отряд около четырех часов пополудни и на совесть гнал жеребца, согнувшись над ним как хищная птица, жестоко и весело раздувая тонкие ноздри точно опьяненный этим бешеным бегом после пяти медлительных и скучных дней но до самых сумерек бежала вслед, не убывая тайга в шорохе трав, в холодном и грустном свете умирающего дня. Уже совсем стемнело, когда он выбрался наконец из тайги и придержал жеребца возле старого и гнилого с провалившейся крышей омшаника, как видно давным-давно заброшенного людьми.

Он привязал лошадь и, хватаясь за рыхлые осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол рискуя провалиться в темную дыру, откуда омерзительно пахло задушенными травами. Припод­нявшись на цепких полусогнутых ногах стоял он минут десять не шелохнувшись зорко вглядываясь и вслушиваясь в ночь, невидный на темном фоне леса и еще более похожий на хищную птицу.

Метелица прыгнул на седло и выехал на дорогу. Ее черные дав­но неезженые колеи едва проступали в траве. Тонкие стволы берез тихо белели во тьме как потушенные свечи.

Он поднялся на бугор слева по-прежнему шла черная гряда со­пок, изогнувшихся, как хребет гигантского зверя шумела река. Вер­стах в двух, должно быть возле самой речки, горел костер, он напо­минал Метелице о сиром одиночестве пастушьей жизни; дальше пересекая дорогу, тянулись желтые, немигающие огни деревни. Линия справа отворачивала в сторону, теряясь в синей мгле в этом направлении местность сильно понижалась.

Умение правильно отличать сложные предложения, типы сложных предложений во многом определяет навык корректно употреблять знаки препинания. От того, какая связь присутствует между частями, зависит и сам знак препинания, ведь не секрет, что, помимо запятой, можно употреблять двоеточие, тире или точку с запятой. О том, как правильно различать типы сложных предложений, и поговорим в статье.

и сложное

Предложение - это основная синтаксическая единица любого языка. Именно при помощи них люди не только разговаривают, но и думают, пишут. Изучением предложений занимается синтаксис. Эта часть языковой науки определяет простые и сложные предложения, типы сложных предложений. Этот раздел также показывает, как происходит связь слов в синтаксические единицы.

Изучая синтаксис, человек развивает свою речь: она становится богатой, точной, стройной и выразительной. Действительно, можно говорить, используя простые предложения, но совершенно другое - применять окрашенные сравнениями, развернутыми метафорами.

Тесно примыкает к синтаксису пунктуация. Центром ее ведения является умение корректно использовать знаки препинания. Это очень важно, ведь таким образом мысли пишущего становятся четкими и понятными.

Типы предложений

Предложения в русском языке разделяются на простые и сложные. Главный определяющий фактор здесь - количество грамматических основ. Если она одна - предложение простое. К примеру: "Осень окрасила улицы разноцветными листьями". (подлежащее - осень, сказуемое - окрасила, соответственно, предложение простое). Совсем иное дело, если у предложения более одной основы. В таком случае оно относится к сложным: "Осень окрасила улицы разноцветными листьями, но буйство это продлится недолго". Подлежащее №1 - осень, сказуемое №1 - окрасила; подлежащее №2 - буйство, сказуемое №2 - продлится. Таким образом, в данном примере предложение сложное.

Не нужно путать сложное и осложненное предложение. Часто за вторую грамматическую основу принимают однородное сказуемое. Например: "Осень насупила и окрасила улицы разноцветными листьями". Данное предложение простое, осложненное однородными сказуемыми: наступиса, окрасила.

Простые предложения: отличия и характеристики

Все типы простых и сложных предложений разграничиваются по двум параметрам: цели высказывания и интонации. Первый подразумевает синтаксические единицы повествовательные, вопросительные и побудительные. Интонационно выделяют невосклицательные и восклицательные предложения.

Предложения простые, в свою очередь, разграничивают по нескольким параметрам.

  1. Распространенные и нераспространенные. Здесь обращаем внимание на наличие второстепенных членов. "Котята играют". - "Милые котята играют на лужайке перед домом". Первое здесь только подлежащее (котята) и сказуемое (играют). Во втором же случае при той же грамматической основе есть и обстоятельства (на лужайке, перед домом) и определение (милые).
  2. Односоставные и двусоставные. Первые имеют только один из главных членов: "Мне не выйти из дома". Здесь в наличии только сказуемое выйти.
  3. Осложненные и нет. Осложняться простое предложение может обособленным определением, дополнением или обстоятельством: "Человек, читающий книги, всегда будет интересным собеседником". "Читающий книги" - обособленное определение, выраженное причастным оборотом. Кроме того, однородные члены, вводные слова и конструкции, также делают предложение осложненным.
  4. Полные и неполные. Последние не имеют в составе какого-либо члена, главного либо второстепенного. Вне контекста их смысл непонятен.

Деление сложных предложений в зависимости от типа связи

Типы связей частей сложного предложения и слов в словосочетании - сочинительная и подчинительная. Рассмотрим их в контексте сложного предложения.

Если две части предложения равнозначны, между ними не напрашивается вопрос - перед нами сочинительная связь. Она выражается с помощью сочинительных союзов и интонационно.

Если одна из частей зависит от другой, мы легко можем задать между ними вопрос, то имеет место подчинительная связь. Она реализуется с помощью подчинительных союзов, и интонационно.

Только интонационно связаны части, которые имеют в составе бессоюзные сложные предложения. Типы сложных предложений подробно рассмотрим ниже.

Сложносочиненное предложение

Соответственно, будут выделяться следующие типы сложных предложений:

  1. ССП с соединительными союзами. Самые распространенные - и, да, да и, а (равное по значению и), также, тоже. Эти предложения передают чаще значение времени, одновременность или последовательность действий. Например, предложение: "На небе появилась черная туча, и лишь через минуту блеснула молния". Здесь последовательность событий оформлена не просто с помощью союза и , она еще больше усилена обстоятельством времени: через минуту . Также ССП с соединительными союзами могут обозначать значение причины или следствия: "Я закаляюсь каждое утро, и поэтому болезни мне чужды". Причинное значение усилено обстоятельством поэтому .
  2. В ССП с противительными союзами (но, а, да (равное по значению но), зато, однако) одно событие или явление противостоит другому. "Мы все говорим на разных языках, но горе и счастье люди выражают одинаково". В подобных предложениях часто к сочинительному союзу присовокупляется частицы же , только либо частица же вообще используется без союза: "Только песне нужна красота, красоте же песен не надо" (И. Бунин).
  3. Разделительные союзы или, либо, то-то и другие образуют еще один тип сложносочиненных предложений. Они выражают значения чередования или возможности какого-либо события: "То ли я сплю, то ли все происходит на самом деле" (вариативность события). "То снег идет, то ветер воет, то буран метет".

Сложноподчиненное предложение

Совсем иное дело - сложноподчиненные предложения. Типы сложных предложений этого вида разнообразны. Однако всех их объединяет существование двух неравноправных частей: главной и придаточной. От первой мы легко можем задать вопрос к другой. "Нужно читать только те произведения, которые воспитывают и учат думать". Первая часть - главная. Зададим вопрос: "К"акие книги? Ответом будет вторая часть, соответственно, она придаточная.

Примечательно, что не всегда придаточное предложение стоит после главного. Оно может стоять и перед ним: "Если выйдем пораньше, мы успеем занять лучшие места". Также придаточное предложение может «затеряться» внутри главного. "Ветви ивы, которые слегка тронул морозец, были по-осеннему прекрасны". Следует помнить, что придаточное предложение всегода отделяется от главного запятыми.

В зависимости от значения выделяют различные сложные предложения. Типы сложных предложений с подчинительной связью будут определяться придаточными, входящими в его состав:

  • Подлежащные придаточные.
  • Сказуемые придаточные.
  • Определительные придаточные.
  • Придаточные дополнительные.

Бессоюзное сложное предложение

Бывают такие типы связей частей сложного предложения, когда их зависимость друг от друга передается только с помощью смысла и интонации. В таком случае речь идет о бессоюзных сложных предложениях. Из определения явствует, что ни подчинительных, ни здесь нет. Знаки препинания, а также разные типы сложных предложений безличных определяются лишь смысловыми значениями.

Запятые в подобных синтаксических единицах ставятся крайне редко. Чаще - двоеточие и тире. Первое ставится в случае наличия во второй части значения причины. "Я пойду пешком: так будет лучше для всех". Также следует поставить двоеточие, если имеется значение пояснения или дополнительный смысл. Тире же ставится, если вторая часть обозначает противопоставление: "Дерево растет - мужик рубит". Сравним: "Дерево растет, а мужик рубит". Либо время, условие, следствие.

Предложение с различными видами связи

Существует еще один вид сложных предложений, вмещающий в себя перечисленные выше - это сложное предложение с разными типами связи. Оно представляет собой несколько блоков, соединенных сочинительной связью или бессоюзно.

Чтобы лучше разобраться в этом типе синтаксических единиц, разберем пример. "Некоторые утверждают, что жажда воспоминаний приходит с возрастом, - я думаю, что они ошибаются". Разберем типы связи в сложном предложении. Здесь два блока, представляющие собой сложноподчиненные предложения. Между ними - бессоюзная связь, выраженная значением противопоставления, поэтому ставится тире. Итак, первый блок заканчивается на слове возрастом , далее - второй блок.