Разработка занятия "автоматизация звука с". Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука в словах Разработки занятий по автоматизации звука с
Дрягина Н.С., учитель – логопед, г.Самара.
Тема: Автоматизация звука [С] в словах, предложениях.
- автоматизация [С] в словах, предложениях;
- упражнение в подборе антонимов – признаков;
- упражнение в делении слов на слоги;
- развитие связной речи: составление распространенных предложений (по картинкам);
- развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.
Оборудование: предметные картинки, пособие “Птичка”, кукла Соня.
Ход занятия.
- Организационный момент:
- Логопед: Присаживайся. Илья, я предлагаю тебе отправиться в путешествие. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. А в дорогу мы с тобой возьмем звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус…
- Логопед: Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только доски какие – то лежат… (на столе кучкой лежат 10 картинок: сомы, собака, слон, самолет, кастрюля, носорог, лиса, автобус, лес, троллейбус). Давай разберем дощечки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [с] стоит в начале, в середине, в конце (используется пособие “Птичка”)
- Логопед: А теперь давай построим мостик. Выкладывая мостик из этих “дощечек”. Сначала те “дощечки”, в которых 1 слог, затем 2 слога, 3 слога.
- Логопед: Давай немножко отдохнем, а потом дальше пойдем. Пальчиковая гимнастика:
- Логопед: А тут нас встречает девочка Соня. Соня хочет с тобой поиграть. Посмотри, она приготовила для тебя картинки. Посмотри внимательно и скажи, чем они отличаются?
- Логопед: Посмотри, Соня приготовила для тебя еще картинки. Давай составим по картинкам предложения, а Соня послушает. (Света ест сушки. Соня пьет сливовый сок. Собака ест мясо.
- Итог занятия: Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? ([С]). Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался. Мне очень понравилось как ты произносил звук [C], как называл слова наоборот.
Логопед: Здравствуй, Илья! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай.
“Светит, сверкает, всех согревает.” Что это?
Ребенок: Солнце.
Логопед: Правильно. Как мы скажем ласково про солнце?
Ребенок: Солнышко.
Логопед: Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потямся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, не приятно. Опять засверкало солнышко.
Ребенок: Звук [с].
Логопед: Скажи звук [с] какой?
Ребенок: Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.
Логопед: Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я:
Ста – сто – сту
Ска – ско – ску
Сна – сно – сны
Сом - сад – суп
Стул – стол – стук
Логопед: Посчитай картинки. Каких больше “дощечек”?
Ребенок: Больше “дощечек” там, где звук [с] в начале слова.
Ребенок: Лес, слон – 1 слог, лиса, сомы – 2 слога, кастрюля, автобус, троллейбус, носорог – 3 слога.
Логопед: Веселый.
Ребенок: Грустный.
Логопед: Подбери картинку, где у мальчика веселое лицо, а где грустное.
Логопед: Широкий.
Ребенок: Узкий.
Логопед: Покажи где широкий бант, а где узкий.
Логопед: Низкий.
Ребенок: Высокий.
Логопед: покажи, где высокая ель, а где низкая.
Логопед: Пасмурный.
Ребенок: Ясный.
Логопед: Какая картинка вызывает улыбку, покажи, а какая грусть.
Логопед: Новый.
Ребенок: Старый.
Логопед: покажи, где новые сандалии, а где старые.
Логопед: Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называл? ([с])
Логопед: Молодец! Соне очень понравились твои предложения. Она благодарит тебя и дарит тебе подарок. Нам пора возвращаться домой. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Если ребенок затрудняется, то можно предложить ему помощь вспомни, были ли на картинках животные, транспорт, посуда… (Ребенок вспоминает и называет картинку. Переворачивая ее и проверяет правильность ответа)
Марина Свириденко
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «С» в слогах , словах .
Цель : Закрепление правильного произношения «с» в слогах и словах .
Задачи :
Коррекционно-образовательные :
Закреплять правильное произношение звука «с» в слогах , словах .
Коррекционно-развивающие :
Развивать умение в определении места звука в слове .
Развивать фонематический слух, внимания, слуховую память, мелкую моторику.
Воспитательные :
Воспитание положительного отношения к результатам своего труда.
Оборудование : зеркало, картинка девочки, бумажные бабочки, пособие
«Улитка» , картинки на звук «с» , текст, разрезная картинка.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Здравствуй, Лиза. К нам на занятие пришла девочка Соня , она плохо произносит звук , давай ее научим.
2. Сообщение темы.
С какого звука начинается имя Соня ?
Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука «с» в слогах и словах , тебе нужно выполнить разные задания. За каждое выполненное задание, ты получишь часть картинки, когда все части соберешь, то увидишь, какой сюрприз я для тебя приготовила.
3. Основная часть.
Давай покажем Соне, что умеет делать наш язычок.
а) Артикуляционная гимнастика
“Улыбочка”.
“Заборчик”.
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
“Качели”.
Улыбнуться. Открыть рот.
На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.
На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.
“Горка”.
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.
“Почистим зубы”.
“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз) . Нижняя челюсть неподвижна.
б) Звуковая дорожка (длительное произношение звука «с» )
в) «Поможем бабочке взлететь»
Над столом подвешены “бумажные бабочки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.
г) Игра «Здравствуй, пальчик» .
Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги : Са-со-су-сы, ас-ос-ус-ыс
Подготовка, завершена, приступим к выполнению заданий.
За каждое выполненное задание, ты получаешь часть от картинки.
4. Автоматизация в слогах .
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов .
Говорит взрослый. Говорит ребенок
У стены стоит коса, са-са-са, са-са-са
Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со
Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су
Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы
Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са
На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы
Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су
5. Автоматизация в словах .
Игра «Улитка»
Четкое проговаривание слов со звуком «с» .
«Найди место звука в слове » (картинки)
6. Физминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
7. Звуковой анализ и синтез слогов .
Какой первый звук в слоге са ? Какой второй? Сколько звуков в слоге са ?
«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «с»
Сок, шуба, сумка, лес, жара, самосвал, заяц, собака, коза, оса, каша, стол.
8. Вставь букву и прочти.
…амолет, о…а, ко…а, …о…на, …ушки, шо…. е, …олнышко, вы…окая, …обака, пе…ок, по…уда, ка…. а, …ундук, не…у, бу…ы, воло…ы, колба…а, ко…олапый, пе…ок.
9. Итог занятия .
Молодец, все задания выполнил, теперь собери картинку из частей, и увидишь, свой подарок.
Что получилось? (смайлик)
Правильно, твой сюрприз наклейки, смайлики.
Тебе понравилось занятие ?
Мне и Соне тоже понравилось, как ты старалась на занятии , справилась со всеми заданиями.
Публикации по теме:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложении» Конспект индивидуального логопедического занятияТема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложении» Задачи: -уточнить правильную.
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель - автоматизация звука [Р].
Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах ЦЕЛИ Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. Продолжать учить.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразе» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразе». Коррекционно-образовательные.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: - закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух; - упражнять в определении.
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.
Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.
Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.
Цели
- Постановка и автоматизация звука [С].
- Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
- Постановка свистящих звуков, их дифференциация.
Задачи
Образовательные:
- Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
- Обогащение словаря.
Коррекционные:
- Формирование навыков слогового анализа.
- Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
- Развитие мышление, память, внимание.
- Развитие .
- Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.
Воспитательные:
- Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
- Воспитание трудолюбия.
- Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
Оборудование
Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.
Ход занятия
Организационный момент
Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.
Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?
Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.
Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.
Игра “Услышь и хлопни”
Цель: развить фонематический слух.
- Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].
Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.
- Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.
А теперь приготовимся к разминке.
Артикуляционная гимнастика
Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.
Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).
Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.
- Улыбка
Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.
- Лопатка
Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.
- Варенье
Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.
- Иголка
Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.
Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.
Дыхательная гимнастика
Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.
- Надуваем щеки
Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.
- Трубач
Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.
Пальчиковая гимнастика
А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.
Постановка звука
Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.
- Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
- Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
- Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
- А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
- Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
- Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
- А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.
Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.
Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.
Механический способ
Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.
Постановка звука:
- Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
- Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
- Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.
Автоматизация звука
Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.
Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.
- в слогах
Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.
Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.
Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .
- в словах
А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.
Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.
Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?
- в предложениях
Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.
- в текстах
Посмотри на картинку. Что ты видишь?
Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.
Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.
Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.
А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.
Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.
Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.
Итог занятия
Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!
Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.
Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Работая с детьми средней группы по постановке нарушенных звуков, я столкнулась с некоторыми сложностями. Во-первых, ограниченностью дидактических пособий по автоматизации звука [Х], во-вторых, с необходимостью разнообразить работу с детьми 4-х лет наглядным материалом, который был бы объединен единым сказочным сюжетом, что должно было повысить учебную мотивацию детей-логопатов.
Кроме того, в структуру занятия я планировала включать лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка и коррекции грамматических ошибок. Поэтому пришла к необходимости создания дидактического пособия по автоматизации звука [Х].
Представленное на конкурс индивидуальное занятие по автоматизации звука [Х] было проведено с использованием логопедической сказки «Приключение белочки Ханы и ее друзей». Это пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения.Игры и упражнения, представленные в пособии, помогут автоматизировать звук [X] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [Х] - [Ф]. Пособие может быть использовано логопедами, родителями, воспитателями дошкольных учреждений.
Задачи :
1. Автоматизация звука [Х] в словах, предложениях, связной речи.
2. Развитие навыка употребления существительных в дательном падеже единственного числа.
3. Развитие навыка употребления предлогов « под» , « над» , « между» .
4. Развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, памяти.
Оборудование : предметные картинки (теремок, ёж, муха, белка, хомяк, петух, черепаха, часы, части часов), массажный мяч.
Ход занятия
1. Дыхательное упражнение «Погреем руки». Многократное произнесение звука [x].
2. Слоговые ряды:
Ха-ха - ха-ха-ха
Хо-хо - хо-хо-хо
Хэ-хэ - хэ-хэ-хэ
Хы-хы - хы-хы-хы
3. Работа с использованием логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Рассказывание логопедической сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке.
Логопед: Ёжик, белочка, хомяк, муха, петух и черепаха заметили чудесный теремок. Они подошли к теремку, постучали в дверь и спросили: «Кто, кто в теремочке живет?». Но им никто не ответил. Дверь приоткрылась, словно гостеприимный теремок приглашал друзей зайти и отдохнуть. Хозяином чудесного теремка оказался хамелеон.
Выполнить задания:
а) Назвать героев сказки (муха, черепаха, белочка Хана, петух, ежик, хамелеон).
б) Определить количество слогов в этих словах с помощью хлопков.
в) Отгадать, про каких животных будет говорить логопед.
- Это животное живет над черепахой. Это...
- Это животное живет под петухом. Это...
- Это животное живет под хомяком. Это...
- Это животное живет между белочкой и хомяком. Это...
- Эта птица живет между хомяком и ежиком. Это...
г) Составление ребенком аналогичных загадок.
д) Дидактическая игра «Кого не стало?» с индивидуальными изображениями героев сказки.
е) Расположить героев сказки в пустые окошки теремка без зрительной опоры.
4. Самомассаж пальцев рук с использованием массажного мячика.
Гладь мои ручки, (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад) Ежик, ежик.
Ты колючий, ну и что же.
Я хочу тебя погладить, (Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями),
Я хочу с тобой поладить. (Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой рукой).
(О. Крупенчук).
Логопед: Белочка Хана, ежик, муха, хомяк и черепаха подружились с недоверчивым хамелеоном, и он перестал их бояться. Они играли в разные интересные игры, а когда настало время прощаться, хамелеон подарил каждому из них подарки. « Подарки хамелеона» . Чтение логопедической сказки (стр. 29).
Выполнить задания:
а) Узнай и расскажи, для кого эти подарки. Например: Ежику хамелеон подарил сахар и т.д.
б) Закрой книгу и вспомни, какие были подарки и для кого они предназначались.
« Собери из частей целое» (Собрать из частей часы-ходики, назвать части предмета).
Логопед: А для нас с тобой хамелеон тоже приготовил интересный подарок. Давай посмотрим, что лежит в этом конверте.
6. Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком [Х].
Ходики ходят -
они на ходу,
Ходики станут -
попали в беду.
7. Итог занятия.
Список использованной литературы:
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г, Г’, К, К’, Х, Х. М.: «Издательство Гном и Д», 2011. - 48с.
2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор - сост. О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012. - 96 с.
Логопедическая сказка «Приключение белочки Ханы и ее друзей».
Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [с]
Тема: Звук [с]. (Этап автоматизации.)
Логопедическое заключение: Фонетическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.
Возраст: 4 года
Цели:
Образовательные:
Закрепления представления о правильной артикуляции звука [с];
Закрепление навыка правильного произношения звука [с] по подражанию;
Коррекционно-развивающие:
Развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [с];
Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;
Закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [с];
Автоматизация навыка произнесения звука [с] в словах;
Развитие навыка координированных движений пальцев рук при выполнении серии упражнений.
Коррекционно-воспитательные:
Формирование навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;
Развитие навыка продуктивного восприятия в рамках занятия.
Оборудование:
Игрушка "Собака Сайка", игрушка "Бабочка на цветке", поощрительная наклейка
Ход занятия
п/п
Этап занятия
Орг. момент
Здравствуй! Я рада тебя видеть.
Ну что, начнем наше занятие?
Посмотри, кто к нам пришел! Кто это? Это собачка. А как зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Нашу собачку зовут Сайка. Представься Сайке, ей интересно, с кем она сегодня будет играть.
Артикуляционная гимнастика
Давай, сделаем зарядку для язычка. Как ты думаешь, чем он будет сейчас заниматься?
Для чего нужно делать зарядку язычку?(чтобы он был послушным и правильно произносил звуки )
1. «Улыбка»
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
2. «Трубочка»
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. «Заборчик»
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-зубы-осторожно-
Закрываются надежно.
4. «Хоботок»
Нас встречает добрый слон.
Длинный хобот тянет он.
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть.
5. «Качели»
Он окно не закрывает,
Книзу кончик опускает.
Язычок не устает:
Тянется теперь вперед.
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко.
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает.
6. «Лопаточка»
Язычок чуть-чуть устал.
Он спокойно полежал.
7. «Горка»
Ловко сделал мостик,
Вниз запрятал хвостик.
Пальчиковая гимнастика
Киска в норку пробралась,
На замочек заперлась,
В дырочку она глядит
За забором пёс сидит.
Дыхательная гимнастика
Игра "Бабочка"
Сайка к нам пришла
Бабочку свою привела
С бабочкой ты поиграй
И дыханье развивай
Посмотри, наша бабочка сидит на цветке. Сдуй бабочку с цветка. Выдыхай плавно, не надувай щеки.
Физ.минутка
Мы подуем высоко: С-С-С
(Произнося звуки, ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх )
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает )
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется,наклоняется вперед, вытянув руки )
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту )
Как здорово, ты умеешь дуть!
Артикуляционный образ звука
Какое положение занимают губы? Они растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.
Автоматизация звука
Подуй, как ветерок. С-С-С
Подуй, как чайник. С-С-С
Подуй, как насос. С-С-С
Давай споем нашу песенку:
СА-СА-СА
СО-СО-СО
СУ-СУ-СУ
СЫ-СЫ-СЫ
Какая красивая песенка у нас получилась!
Помнишь, мы с тобой учились говорить шепотом? Давай еще раз попробуем.
[А] шепотом [О] шепотом [И] шепотом [С] шепотом
[А] громко [О] громко [И] громко [З] громко
Развитие фонематического слуха
Я назову слово, а ты определи, есть ли в нем звук [с]
Светофор, стул, пенал, пылесос, лиса, кресло, рамка, краски, кастрюля, глобус, велосипед, сок, ручка, стол, слон.
Автоматизация в чистоговорках
Ты представляешь, нашу Сайку укусила оса.
Теперь она с осой не дружит.
А мы с тобой должны их помирить.
Слоги все мы повторим,
Ссору эту победим.
СА-СА-СА, СА-СА-СА –
укусила в нос оса.
СО-СО-СО, СО-СО-СО –
стал мой нос, как колесо.
СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –
я осу в руке несу.
СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –
не боюсь я злой осы.
Образование формы существительных в единственном и множественном числе
«Один-много»
У Сони-стул; у Сани-... (стулья)
У Сони-стол; у Сани-...(столы)
У Сони-сапог; у Сани-...(сапоги)
У Сони-сумка; у Сани-...(сумки)
У Сани-супы; у Сони-...(суп)
У Сани-слоны; у Сони-...(слон)
У Сани-собаки; у Сони-...(собака)
У Сани-сыры; у Сони-...(сыр)
Итог занятия
Что тебе больше всего понравилось?
С кем ты сегодня играл?
Как зовут Собачку?
Оценивание
Ты сегодня хорошо занимался! И заслужил наклейку!
Домашнее задание
Домашнее задание, будет тебя ждать в твоей тетради.