Меню Рубрики

Разработка занятия "автоматизация звука с". Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука в словах Разработки занятий по автоматизации звука с

Дрягина Н.С., учитель – логопед, г.Самара.

Тема: Автоматизация звука [С] в словах, предложениях.

    • автоматизация [С] в словах, предложениях;
    • упражнение в подборе антонимов – признаков;
    • упражнение в делении слов на слоги;
    • развитие связной речи: составление распространенных предложений (по картинкам);
    • развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

Оборудование: предметные картинки, пособие “Птичка”, кукла Соня.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:
  2. Логопед: Здравствуй, Илья! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай.

    “Светит, сверкает, всех согревает.” Что это?

    Ребенок: Солнце.

    Логопед: Правильно. Как мы скажем ласково про солнце?

    Ребенок: Солнышко.

    Логопед: Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потямся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, не приятно. Опять засверкало солнышко.

  3. Логопед: Присаживайся. Илья, я предлагаю тебе отправиться в путешествие. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. А в дорогу мы с тобой возьмем звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус…
  4. Ребенок: Звук [с].

    Логопед: Скажи звук [с] какой?

    Ребенок: Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.

    Логопед: Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я:

    Ста – сто – сту

    Ска – ско – ску

    Сна – сно – сны

    Сом - сад – суп

    Стул – стол – стук

  5. Логопед: Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только доски какие – то лежат… (на столе кучкой лежат 10 картинок: сомы, собака, слон, самолет, кастрюля, носорог, лиса, автобус, лес, троллейбус). Давай разберем дощечки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [с] стоит в начале, в середине, в конце (используется пособие “Птичка”)
  6. Логопед: Посчитай картинки. Каких больше “дощечек”?

    Ребенок: Больше “дощечек” там, где звук [с] в начале слова.

  7. Логопед: А теперь давай построим мостик. Выкладывая мостик из этих “дощечек”. Сначала те “дощечки”, в которых 1 слог, затем 2 слога, 3 слога.
  8. Ребенок: Лес, слон – 1 слог, лиса, сомы – 2 слога, кастрюля, автобус, троллейбус, носорог – 3 слога.

    Логопед: Веселый.

    Ребенок: Грустный.

    Логопед: Подбери картинку, где у мальчика веселое лицо, а где грустное.

    Логопед: Широкий.

    Ребенок: Узкий.

    Логопед: Покажи где широкий бант, а где узкий.

    Логопед: Низкий.

    Ребенок: Высокий.

    Логопед: покажи, где высокая ель, а где низкая.

    Логопед: Пасмурный.

    Ребенок: Ясный.

    Логопед: Какая картинка вызывает улыбку, покажи, а какая грусть.

    Логопед: Новый.

    Ребенок: Старый.

    Логопед: покажи, где новые сандалии, а где старые.

    Логопед: Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называл? ([с])

  9. Логопед: Давай немножко отдохнем, а потом дальше пойдем. Пальчиковая гимнастика:
  10. Логопед: А тут нас встречает девочка Соня. Соня хочет с тобой поиграть. Посмотри, она приготовила для тебя картинки. Посмотри внимательно и скажи, чем они отличаются?
  11. Логопед: Посмотри, Соня приготовила для тебя еще картинки. Давай составим по картинкам предложения, а Соня послушает. (Света ест сушки. Соня пьет сливовый сок. Собака ест мясо.
  12. Логопед: Молодец! Соне очень понравились твои предложения. Она благодарит тебя и дарит тебе подарок. Нам пора возвращаться домой. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Если ребенок затрудняется, то можно предложить ему помощь вспомни, были ли на картинках животные, транспорт, посуда… (Ребенок вспоминает и называет картинку. Переворачивая ее и проверяет правильность ответа)

  13. Итог занятия: Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? ([С]). Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался. Мне очень понравилось как ты произносил звук [C], как называл слова наоборот.

Марина Свириденко
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] в слогах, словах

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука «С» в слогах , словах .

Цель : Закрепление правильного произношения «с» в слогах и словах .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Закреплять правильное произношение звука «с» в слогах , словах .

Коррекционно-развивающие :

Развивать умение в определении места звука в слове .

Развивать фонематический слух, внимания, слуховую память, мелкую моторику.

Воспитательные :

Воспитание положительного отношения к результатам своего труда.

Оборудование : зеркало, картинка девочки, бумажные бабочки, пособие

«Улитка» , картинки на звук «с» , текст, разрезная картинка.

Ход занятия:

1. Орг. момент.

Здравствуй, Лиза. К нам на занятие пришла девочка Соня , она плохо произносит звук , давай ее научим.

2. Сообщение темы.

С какого звука начинается имя Соня ?

Правильно, сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука «с» в слогах и словах , тебе нужно выполнить разные задания. За каждое выполненное задание, ты получишь часть картинки, когда все части соберешь, то увидишь, какой сюрприз я для тебя приготовила.

3. Основная часть.

Давай покажем Соне, что умеет делать наш язычок.

а) Артикуляционная гимнастика

“Улыбочка”.

“Заборчик”.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

“Качели”.

Улыбнуться. Открыть рот.

На счет 1 – кончик языка за верхние зубы.

На счет 2 – кончик языка за нижние зубы.

“Горка”.

Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 сек.

“Почистим зубы”.

“Почистить” кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху вниз) . Нижняя челюсть неподвижна.

б) Звуковая дорожка (длительное произношение звука «с» )

в) «Поможем бабочке взлететь»

Над столом подвешены “бумажные бабочки” плавно подуем на них. Следить, чтоб ребенок, выполняя упражнение не надувал щеки.

г) Игра «Здравствуй, пальчик» .

Большой палец поочередно «здоровается» (касается подушечкой) с остальными. При этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные слоги : Са-со-су-сы, ас-ос-ус-ыс

Подготовка, завершена, приступим к выполнению заданий.

За каждое выполненное задание, ты получаешь часть от картинки.

4. Автоматизация в слогах .

Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов .

Говорит взрослый. Говорит ребенок

У стены стоит коса, са-са-са, са-са-са

Стоп, сломалось колесо, со-со-со, со-со-со

Страшно вечером в лесу, су-су-су, су-су-су

Мы испачкали носы, сы-сы-сы, сы-сы-сы

Зеленеют все леса, са-са-са, са-са-са

На столе стоят весы, сы-сы-сы, сы-сы-сы

Сумку маме принесу, су-су-су, су-су-су

5. Автоматизация в словах .

Игра «Улитка»

Четкое проговаривание слов со звуком «с» .

«Найди место звука в слове » (картинки)

6. Физминутка.

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

7. Звуковой анализ и синтез слогов .

Какой первый звук в слоге са ? Какой второй? Сколько звуков в слоге са ?

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «с»

Сок, шуба, сумка, лес, жара, самосвал, заяц, собака, коза, оса, каша, стол.

8. Вставь букву и прочти.

…амолет, о…а, ко…а, …о…на, …ушки, шо…. е, …олнышко, вы…окая, …обака, пе…ок, по…уда, ка…. а, …ундук, не…у, бу…ы, воло…ы, колба…а, ко…олапый, пе…ок.

9. Итог занятия .

Молодец, все задания выполнил, теперь собери картинку из частей, и увидишь, свой подарок.

Что получилось? (смайлик)

Правильно, твой сюрприз наклейки, смайлики.

Тебе понравилось занятие ?

Мне и Соне тоже понравилось, как ты старалась на занятии , справилась со всеми заданиями.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложении» Конспект индивидуального логопедического занятияТема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложении» Задачи: -уточнить правильную.

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях». Цель - автоматизация звука [Р].

Конспект индивидуального логопедического занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах» Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах ЦЕЛИ Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [ш]. Продолжать учить.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и фразе» Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука Л в слогах, словах и фразе». Коррекционно-образовательные.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р’] в слогах, словах, предложениях» ЦЕЛИ: - закрепить навыки правильного произношения звука [р’] в слогах, словах, фразах; - развивать фонематический слух; - упражнять в определении.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» Видео XlwMVZFEwr8КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ. ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ». Цель: автоматизировать звук.

Индивидуальные занятия с логопедом необходимы для постановки и автоматизации правильного звукопроизношения. Такой метод работы необходим детям с речевыми патологиями, физиологическими нарушениями устройства артикуляционного аппарата.

Занятия посвящаются постановке и автоматизации групп фонем или отдельных звуков. Тема сегодняшнего урока: “Звук [С]”. На занятии мы используем методы постановки звука [С] и [Ш], разработанные для коррекционной работы с дошкольниками.

Цели

  1. Постановка и автоматизация звука [С].
  2. Закрепление звука в изолированном положении, в слогах, в словах и предложениях.
  3. Постановка свистящих звуков, их дифференциация.

Задачи

Образовательные:

  • Постановка и закрепление фонемы [С]в отраженном повторении за педагогом, самостоятельно.
  • Обогащение словаря.

Коррекционные:

  • Формирование навыков слогового анализа.
  • Закрепление звука [С] в изоляции, в слогах, словах, предложениях.
  • Развитие мышление, память, внимание.
  • Развитие .
  • Развитие моторики органов артикуляции, пальцев.

Воспитательные:

  • Поддержание интереса к обучению, работе с логопедом.
  • Воспитание трудолюбия.
  • Воспитание навыку контроля за звукопроизношением.
    Оборудование

Для проведения занятия в увлекательной игровой форме потребуются игрушка (например, мишка, слон), зеркало, звуковая линейка, карточки с буквами и изображениями предметов, слоговые схемы.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день, Захар (имя ребенка). Сегодня мы с тобой познакомимся с гостем. Он пришел к нам, чтобы посмотреть, чем ты занимаешься на уроке, помочь тебе выполнять упражнения и играть.

Давай, познакомимся с ним. Слона зовут Семен. А тебя как?

Познакомились, теперь расскажем слонику, чем мы сегодня будем заниматься.

Научимся правильно проговаривать звук [С], повторим упражнения для разминки лица, пальчиков, языка. Рассмотрим интересные картинки из сказок и придумаем свою историю. А Семен будет нам помогать и учиться тоже. А с какого звука начинается имя слоника? (ребенок отвечает), а твое имя?ка Молодец.

Игра “Услышь и хлопни”

Цель: развить фонематический слух.

  • Давай поиграем в игру. Я буду называть слова, а ты будешь хлопать в ладоши, если услышишь звук [С].

Санки, веник, слон, сова, кот, сумка.

  • Молодец. Слоник тоже тебя хвалит. Он гордится тобой, хочет быть таким же умным и внимательным.

А теперь приготовимся к разминке.

Артикуляционная гимнастика

Для постановки звука [С] обязательно используется артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий помогает расслабить мышцы, ощутить положение органов ротовой полости, настроить из на работу. Исключать этот этап из логопедического занятия нельзя.

Массаж:
Повторяй действия за мной. Разотри ладошки, пальчики. Погладь себя по щечкам, лобику (3- 4 раза). Проведи ручками к ушкам, потри мочки (3- 4раза). Разотри над губками, под подбородком (3-4 раза).

Артикуляционные упражнения:
Выполняются перед зеркалом или без него, ребенок повторяет движения за педагогом.

  • Улыбка

Растягиваем губки максимально сильно по сторонам. Держим улыбку несколько секунд, потом расслабляем мышцы. 2-3 повтора.

  • Лопатка

Улыбаемся, открываем ротик, кладем язычок на нижние зубы. Хлопаем язычком по губам и приговариваем: “Бя, пя, пя, бя”.

  • Варенье

Облизываем губы, как будто они вымазаны сладким угощением.

  • Иголка

Высуни острый язычок, вытяни его как можно сильнее, а теперь спрячь обратно. Повтори.

Молодец. Наш язык, губы готовы к занятию.



Дыхательная гимнастика

Помогает ребенку расслабиться, отдохнуть от артикуляций, настроиться на дальнейшую работу. Выполните с дошкольником 2-3 дыхательных упражнения.

  • Надуваем щеки

Давай, насмешим Семена. Покажем ему, как рыбка дышит под водой. Набери в рот воздух и надуй сильно щечки. Старайся не выпускать его сразу, подержи. Затем надуй одну щечку, другую.

  • Трубач

Вытяни губки в трубочку. Набери воздух в легкие, выдувай его через тонкую щель во рту, как будто задуваешь свечу.

Пальчиковая гимнастика

А теперь разомнем пальчики. Сделаем “Замочек”, “Кулак-кольцо”.

Постановка звука

Основная часть урока. Постановка звука [С] проводится с использованием зеркала. Ребенок должен следить за движениями артикуляционного аппарата. Фиксировать правильные позиции губ, языка. Данные упражнения, методы можно использовать как способы постановки свистящих звуков на следующих занятиях.

  • Для начала расскажем слонику, как мы произносим звук [С]. Покажи, что делает язык, губы, зубы, как проходит воздух. Будем вспоминать вместе.
  • Сложи губы в улыбке, сожми зубки, язык расслабь и положи на дно рта. Его кончик должен упираться в нижние зубки. Выдыхай на ладонь. Ты чувствуешь, что воздух холодный, выходит тонкой струей? Молодец. Давай повторим еще раз.
  • Запомни, что согласный С бывает твердый и мягкий, он всегда глухой. Можешь назвать несколько слов, где С – мягкий. Я называю слово Сема. Попробуй ты придумать.
  • А теперь слова, где С – твердый. Я называю слово, сон. Теперь твоя очередь.
  • Давай осмотрим картинки. На них изображены плоды. Назови те из них, которые начинаются на С.
  • Ребенку предлагаются цветные изображения: слива, ананас, смородина, огурец, помидор, персик и т.д.
  • А теперь проговорим долго-долго. С-с-с-с-с. Споем Семену песенку, будто надуваем шины насосом. С-С-С.

Постановку звука С при дизартрии сопровождают гласными звуками. Произносим слоги су, са, потом небольшие слова суп, собака. Поем не отдельную фонему, а слоги с гласными.

Постановка звука С схожа с коррекцией произношения фонемы Ш. Язык занимает такую же позицию, губы растягиваются по сторонам.

Механический способ

Если дошкольник не справляется с проговариванием самостоятельно используется постановка звука С при помощи педагога и лопатки, зубочистки, пальцев рук. Механический способ извлечения фонемы помогает ребенку ощутить. Понять правильные позиции щек, языка, контролировать процесс выдыхания воздуха при артикуляции.

Постановка звука:

  1. Расположить зубочистку на языке ребенка. Она погружена в ротовую полость на 1, 5 – 2 см.
  2. Ребенок образует желобок на вытянутом языке, выдувает по нему воздух. Можно надавит на зубочистку, опуская язык к нижнему небу. Вы услышите свистящие звуки при выдыхании.
  3. Располагайте язык, зубочистку в разных позициях, ищите нужное положение для наиболее четкой фонации.

Автоматизация звука

Автоматизации звука уделяйте особое внимание. Этот этап работы важен для закрепления норм звукопроизношения в свободной речи. Автоматизируем звук в слогах, словах, предложениях, рассказах.

Для автоматизации звука [С] потребуются слоговые схемы. Звук [С] должен быть твердым, мягким, находиться в разных позициях. После произношения обязательно проведите анализ пар, сравните их по звучанию, значению.

  • в слогах

Давай, почитаем с тобой по карточкам. Повторяй за мной, смотри в зеркало за движениями своих губ, языка. Напряги их.

Са-са-са – какая красота.
Си-си-си смотри не пропусти.
Се-се-се не ходи к себе.

Набор слогов может отличаться от приведенного, используйте открытые, закрытые изолированные слоги для постановки звука с, такие же карточки, фонематические наборы применяйте и для закрепления .

  • в словах

А теперь перейдем к словам. Произноси из правильно, не спеши.

Автоматизация звука [С] в словах в конце, в середине, начале слова.

Посмотри на карточки. Что нарисовано на картинках?

  • в предложениях

Можно использовать сюжетные картинки из книг, сборников сказок. Ребенку предлагается повторить предложения, словосочетания за педагогом. Затем составить собственный текст на основе предложенной лексики.

  • в текстах

Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Это Борис и Слава. Мальчики собрались в лес. Я расскажу тебе и них, а ты повторишь.

Слава и Борис собрались в лес. Они хотят увидеть сосны и послушать пение соловья. Они взяли с собой собаку Стрелку.

Ребенок повторяет рассказ. Исправляете нарушения в звукопроизношении. Фиксируйте внимание на проблемном звуке.

А теперь придумай небольшой рассказ о нашем госте, слоне Семене. Я предложу тебе несколько слов для использования в тексте: слон, самокат и насос.

Дошкольнику дается несколько минут на обдумывание по желанию. Составляется текст. Педагог следит за фонетикой, грамматикой, синтаксисом.

Ты любишь отгадывать кроссворды? Я для тебя подготовила кроссворд со словами со звуком [С]. Попробуй отгадать его.

Итог занятия

Сегодня мы с тобой узнали много нового, научились лучше проговаривать звук [С]. Повтори еще раз. Молодец!

Дома повторяй скороговорки: “Робин Бобин есть весь день, и жевать ему не лень. Скушал целый абрикос, очищать он стал кокос”, “Вез с собою Саня на горку сани”, “Коси, коса, пока роса”.

Попрощаемся с Семеном и пригласим его на следующее занятие.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Работая с детьми средней группы по постановке нарушенных звуков, я столкнулась с некоторыми сложностями. Во-первых, ограниченностью дидактических пособий по автоматизации звука [Х], во-вторых, с необходимостью разнообразить работу с детьми 4-х лет наглядным материалом, который был бы объединен единым сказочным сюжетом, что должно было повысить учебную мотивацию детей-логопатов.

Кроме того, в структуру занятия я планировала включать лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка и коррекции грамматических ошибок. Поэтому пришла к необходимости создания дидактического пособия по автоматизации звука [Х].

Представленное на конкурс индивидуальное занятие по автоматизации звука [Х] было проведено с использованием логопедической сказки «Приключение белочки Ханы и ее друзей». Это пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения.Игры и упражнения, представленные в пособии, помогут автоматизировать звук [X] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [Х] - [Ф]. Пособие может быть использовано логопедами, родителями, воспитателями дошкольных учреждений.

Задачи :

1. Автоматизация звука [Х] в словах, предложениях, связной речи.

2. Развитие навыка употребления существительных в дательном падеже единственного числа.

3. Развитие навыка употребления предлогов « под» , « над» , « между» .

4. Развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, памяти.

Оборудование : предметные картинки (теремок, ёж, муха, белка, хомяк, петух, черепаха, часы, части часов), массажный мяч.

Ход занятия

1. Дыхательное упражнение «Погреем руки». Многократное произнесение звука [x].

2. Слоговые ряды:

Ха-ха - ха-ха-ха
Хо-хо - хо-хо-хо
Хэ-хэ - хэ-хэ-хэ
Хы-хы - хы-хы-хы

3. Работа с использованием логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Рассказывание логопедической сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке.

Логопед: Ёжик, белочка, хомяк, муха, петух и черепаха заметили чудесный теремок. Они подошли к теремку, постучали в дверь и спросили: «Кто, кто в теремочке живет?». Но им никто не ответил. Дверь приоткрылась, словно гостеприимный теремок приглашал друзей зайти и отдохнуть. Хозяином чудесного теремка оказался хамелеон.

Выполнить задания:

а) Назвать героев сказки (муха, черепаха, белочка Хана, петух, ежик, хамелеон).

б) Определить количество слогов в этих словах с помощью хлопков.

в) Отгадать, про каких животных будет говорить логопед.

  • Это животное живет над черепахой. Это...
  • Это животное живет под петухом. Это...
  • Это животное живет под хомяком. Это...
  • Это животное живет между белочкой и хомяком. Это...
  • Эта птица живет между хомяком и ежиком. Это...

г) Составление ребенком аналогичных загадок.

д) Дидактическая игра «Кого не стало?» с индивидуальными изображениями героев сказки.

е) Расположить героев сказки в пустые окошки теремка без зрительной опоры.

4. Самомассаж пальцев рук с использованием массажного мячика.

Гладь мои ручки, (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад) Ежик, ежик.
Ты колючий, ну и что же.
Я хочу тебя погладить, (Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями),
Я хочу с тобой поладить. (Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой рукой). (О. Крупенчук).

Логопед: Белочка Хана, ежик, муха, хомяк и черепаха подружились с недоверчивым хамелеоном, и он перестал их бояться. Они играли в разные интересные игры, а когда настало время прощаться, хамелеон подарил каждому из них подарки. « Подарки хамелеона» . Чтение логопедической сказки (стр. 29).

Выполнить задания:

а) Узнай и расскажи, для кого эти подарки. Например: Ежику хамелеон подарил сахар и т.д.

б) Закрой книгу и вспомни, какие были подарки и для кого они предназначались.

« Собери из частей целое» (Собрать из частей часы-ходики, назвать части предмета).

Логопед: А для нас с тобой хамелеон тоже приготовил интересный подарок. Давай посмотрим, что лежит в этом конверте.

6. Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком [Х].

Ходики ходят - они на ходу,
Ходики станут - попали в беду.

7. Итог занятия.

Список использованной литературы:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г, Г’, К, К’, Х, Х. М.: «Издательство Гном и Д», 2011. - 48с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор - сост. О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012. - 96 с.

Логопедическая сказка «Приключение белочки Ханы и ее друзей».

Конспект индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [с]

Тема: Звук [с]. (Этап автоматизации.)

Логопедическое заключение: Фонетическое недоразвитие речи у ребенка с дизартрией.

Возраст: 4 года

Цели:

Образовательные:

    Закрепления представления о правильной артикуляции звука [с];

    Закрепление навыка правильного произношения звука [с] по подражанию;

Коррекционно-развивающие:

    Развитие тонких дифференцированных движений языка при организации артикуляционного уклада на звук [с];

    Развитие навыка коммуникативного поведения при ответах на вопросы;

    Закрепление условно-рефлекторной связи между артикуляционным и акустическим образами звука [с];

    Автоматизация навыка произнесения звука [с] в словах;

    Развитие навыка координированных движений пальцев рук при выполнении серии упражнений.

Коррекционно-воспитательные:

    Формирование навыка сохранения, удержания учебной позы в рамках занятия;

    Развитие навыка продуктивного восприятия в рамках занятия.

Оборудование:

Игрушка "Собака Сайка", игрушка "Бабочка на цветке", поощрительная наклейка

Ход занятия

п/п

Этап занятия

Орг. момент

Здравствуй! Я рада тебя видеть.

Ну что, начнем наше занятие?
Посмотри, кто к нам пришел! Кто это? Это собачка. А как зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай, спросим. Нашу собачку зовут Сайка. Представься Сайке, ей интересно, с кем она сегодня будет играть.

Артикуляционная гимнастика

Давай, сделаем зарядку для язычка. Как ты думаешь, чем он будет сейчас заниматься?

Для чего нужно делать зарядку язычку?(чтобы он был послушным и правильно произносил звуки )

1. «Улыбка»

Двери-губы гибкие.

Могут стать улыбкою.

2. «Трубочка»

Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.

3. «Заборчик»

Вход в дом двери запирают.

Двери разные бывают.

Двери-зубы-осторожно-

Закрываются надежно.

4. «Хоботок»

Нас встречает добрый слон.

Длинный хобот тянет он.

Если очень захотеть,

Можно хоботом вертеть.

5. «Качели»

Он окно не закрывает,

Книзу кончик опускает.

Язычок не устает:

Тянется теперь вперед.

Погулял совсем немножко,

Широко открыл окошко.

Он окно не закрывает,

Кверху кончик поднимает.

6. «Лопаточка»

Язычок чуть-чуть устал.

Он спокойно полежал.

7. «Горка»

Ловко сделал мостик,

Вниз запрятал хвостик.

Пальчиковая гимнастика

Киска в норку пробралась,

На замочек заперлась,

В дырочку она глядит

За забором пёс сидит.

Дыхательная гимнастика

Игра "Бабочка"
Сайка к нам пришла
Бабочку свою привела

С бабочкой ты поиграй

И дыханье развивай


Посмотри, наша бабочка сидит на цветке. Сдуй бабочку с цветка. Выдыхай плавно, не надувай щеки.

Физ.минутка

Мы подуем высоко: С-С-С

(Произнося звуки, ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх )

Мы подуем низко: С-С-С

(Ребенок приседает )

Мы подуем далеко: С-С-С

(Ребенок выпрямляется,наклоняется вперед, вытянув руки )

Мы подуем близко: С-С-С

(Стоя прямо, руки подносит ко рту )

Как здорово, ты умеешь дуть!

Артикуляционный образ звука

Какое положение занимают губы? Они растянуты в улыбке. Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи. Кончик языка упирается в нижние зубы.

Автоматизация звука

Подуй, как ветерок. С-С-С

Подуй, как чайник. С-С-С

Подуй, как насос. С-С-С

Давай споем нашу песенку:

СА-СА-СА

СО-СО-СО

СУ-СУ-СУ

СЫ-СЫ-СЫ

Какая красивая песенка у нас получилась!

Помнишь, мы с тобой учились говорить шепотом? Давай еще раз попробуем.


[А] шепотом [О] шепотом [И] шепотом [С] шепотом

[А] громко [О] громко [И] громко [З] громко

Развитие фонематического слуха

Я назову слово, а ты определи, есть ли в нем звук [с]

Светофор, стул, пенал, пылесос, лиса, кресло, рамка, краски, кастрюля, глобус, велосипед, сок, ручка, стол, слон.

Автоматизация в чистоговорках

Ты представляешь, нашу Сайку укусила оса.

Теперь она с осой не дружит.

А мы с тобой должны их помирить.

Слоги все мы повторим,

Ссору эту победим.

СА-СА-СА, СА-СА-СА –

укусила в нос оса.

СО-СО-СО, СО-СО-СО –

стал мой нос, как колесо.

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ –

я осу в руке несу.

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ –

не боюсь я злой осы.

Образование формы существительных в единственном и множественном числе

«Один-много»

У Сони-стул; у Сани-... (стулья)

У Сони-стол; у Сани-...(столы)

У Сони-сапог; у Сани-...(сапоги)

У Сони-сумка; у Сани-...(сумки)

У Сани-супы; у Сони-...(суп)

У Сани-слоны; у Сони-...(слон)

У Сани-собаки; у Сони-...(собака)

У Сани-сыры; у Сони-...(сыр)

Итог занятия

Что тебе больше всего понравилось?

С кем ты сегодня играл?
Как зовут Собачку?

Оценивание

Ты сегодня хорошо занимался! И заслужил наклейку!

Домашнее задание

Домашнее задание, будет тебя ждать в твоей тетради.