Меню Рубрики

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Организация внеурочной деятельности. Конспект урока по внеурочной деятельности Тематическое планирование программы

6 «А» классе

Учитель: Чурикова Светлана Юрьевна

Тема: «Как сформировать свой характер?»

Тип урока: внеурочная деятельность.

Курс: «Моё портфолио».

Цель: формирование положительных черт характера и позитивного отношения к людям и окружающему миру.

Задачи:

  1. Дать возможность детям научиться самоанализу своих черт характера и поступков;
  2. Дать возможность детям научиться отличать положительные черты характера от отрицательных;
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
  4. Изучать индивидуальные особенности детей посредством погружения их в ситуации морального выбора;

Используемые технологии: в рамках системно-деятельностного подхода используются информационно-коммуникационные технологии.

Наглядность, объяснительно-иллюстративный; словесный; поисковый; аналитический, репродуктивный, игровой.

Оборудование: компьютер, электронная доска, тканевый стенд, аудио-проигрыватель, колонки, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, презентация на тему.

Форма проведения: классный час

Продолжительность : 1 урок (40 минут)


План урока

I. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)

II. Постановка целей урока и мотивация. (4 мин.)

III. Основная часть. Работа над темой. (10 мин.)

IV. Практическая часть урока. Задание 1. (5 мин.)

V. Практическая часть урока. Задание 2. Игра – «Прекрасный сад». (6 мин.)

VII. Практическая часть урока. Задание 3. «Мои недостатки» (5 мин.)

VII. Обобщающая часть урока. Выводы. Как сформировать свой характер? (8 мин.).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (1 мин.)


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент. Приветствие

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести классный час. И мы начнём наш классный час необычно.

Ребята приветствуют учителя.

2.Постановка учебной задачи.

Это этап мотивации и целеполагания.

Ребята формулируют тему урока – характер.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные

Метод : подводящий к теме диалог.

Посмотрите друг на друга. Скажите, пожалуйста, у нас есть что-то общее?

Т.е., можно сказать, что мы похожи друг на друга?

А можно сказать, что мы все одинаковые?

Правильно, ребята!, У нас у всех разные темпераменты, разный характер. Тема нашего классного часа

Ребята отвечают, что у нас у всех есть руки, ноги, голова, уши и т.д.

Да, похожи. Нет, не похожи (разные варианты ответов).

Нет, нельзя! Мы похожи, но мы не одинаковые. Мы все разные.

Чертами лица, вкусами, характером!

3. Основная часть. Работа над темой.

Определение понятий – характер, черты характера.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные.

Метод : лекция с просмотром слайдов презентации, беседа, дискуссия по теме.

Ребята, давайте познакомимся с понятием “характер”, подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера.

Характер - в переводе с древнегреческого означает “чеканка”, “печать”. (Слайд 2)

В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Вам приходилось слышать, когда о ком-то говорят: «У него золотой характер»? Как вы думаете, что такое «золотой характер »?

А как бы вы охарактеризовали человека с «ужасным характером »?

Правильно! Молодцы! (Слайд 3)

Наш характер – это проявление того, как мы привыкли поступать, относиться к людям, разрешать спорные вопросы и конфликты. Например, кто-то старается выполнять свою работу на совесть, а кто-то как попало.

Когда говорят «он добродушен, внимателен» - это характеристика отношения человека к другим людям.

У каждого человека свой характер, он, как в зеркале отражается в его поступках .

Восточная пословица гласит (Слайд 4) :

Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Ребята, а как вы думаете, сколько насчитывается черт характера?

Психологи подсчитали: около 1300 наименований черт характера, т.е., составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств (Слайд 5) .

Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим.

Ребята,какие черты характера вы знаете? (Слайд 6)

золотой характер » (добрый, умный, терпеливый, вежливый и т.д.)

Ребята называют черты, характеризующие «ужасный характер » (злой, глупый, грубый и т.д.)

Ребята предлагают свои варианты

Ребята называют разные черты характера.

4. Практическая часть урока.

Задание 1 – распредели черты характера на положительные и отрицательные .

УУД: самоанализ, познавательные, регулятивные.

Результатом этого этапа является усвоение различий между положительными и отрицательными чертами характера. Это этап реализации, практических навыков ребят, основанных на собственном жизненном опыте.

Метод : работа у доски и на местах.

положительные отрицательные ), чтобы получилось два столбика. (Слайд 6)

Скажите, пожалуйста, а бывают люди только с положительными чертами характера или только с отрицательными?

Характер человека, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера – как положительных, так и отрицательных (Слайд 7) .

Двое добровольцев выходят к доске: один записывает в столбик положительные черты характера, а другой – отрицательные .

Нет, не бывает.

5. Практическая часть урока.

Игра – «Прекрасный сад»

Задание 2 – напишите на каждом лепестке цветов положительные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : игра.

Ребята, подумайте, пожалуйста, какие положительные черты характера присущи вам? Возьмите цветы и напишите на каждом лепестке ваши положительные качества характера.

Я приглашаю всех принять участие в создании «Прекрасного сада» .

Ребята, полюбуйтесь, какой получился у нас «прекрасный сад». Какие прекрасные качества характера вы записали на лепестках.

Дети работают с заготовками цветов, записывая положительные качества своего характера на лепестках.

Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на «поляну».

6. Практическая часть урока.

Упражнение - «Мои недостатки»

Задание 3 – обведите свою руку, напишите на каждом пальце отрицательные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : дискуссия по теме, игра.

А теперь я бы предложила вам выполнить упражнение «Мои недостатки».

У каждого человека есть свои недостатки.

Что же такое – недостаток ? (Слайд 8)

Недостаток – это положительное качество, которое недостаточно развито. Например, если ты ленив – значит, тебе недостаёт прилежания, старания, усидчивости, ответственности. Если ты не дружелюбен – значит, тебе не хватает дружелюбия.

Попробуйте оценить себя честно.

Возьмите лист бумаги, обведите контур своей руки и на каждом пальце напишите то качество, которое вы бы хотели в себе изменить или исправить.

Молодцы! Оставьте эти листики себе, чтобы знать, над какими качествами характера вам нужно работать.

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Ребята выполняют задание: обводят карандашом свою руку на листе бумаги, записывают на каждом пальце отрицательные качества своего характера.

7. Обобщающая часть урока. Выводы.

Как сформировать свой характер?

УУД: догадка, анализ, обращение к собственному жизненному опыту ребят, выводы из полученной на уроке информации.

Метод : беседа, с наводящими вопросами, дискуссия, погружение ребят в ситуацию нравственного выбора. Показ слайдов на тему.

Скажите, а что влияет на формирование нашего характера? Тогда мы поймём, как можно исправить какие-то качества характера или воспитать в себе положительные качества?

Правильно! Наш характер формируют (Слайд 9 ):

Семья; - сад, школа; друзья;- общество.

(Слайд 10)

С младенчества мы находимся в семье и перед нами пример поведения наших родных. Значит, для воспитания характера нужен:

1) положительный пример .

2) обучение . А обучение – это повторение . Значит, для выработки определённых черт характера нужно

3) регулярное повторение каких-то поступков, чтобы они вошли в привычку . Например, выработать в себе привычку здороваться, чтобы приобрести такое качество характера, как – вежливость.

(Слайд 12)

Друзья тоже служат для нас 4) нравственным ориентиром : мы можем видеть недостатки друзей или их положительные качества. О недостатках мы сообщаем друзьям, чтобы они могли их исправить, поработать над этими качествами, а положительные черты можем взять себе на вооружение и постараться выработать в себе такие же качества.

(Слайд 13)

Общество тоже служит для нас нравственным ориентиром – чтобы мы понимали, что мы делаем хорошо, а что – плохо. Например, в автобусе мальчик не уступил место старенькой бабушке – это хорошо или плохо? Общество помогает понять этому мальчику, что он поступил плохо. Значит, в следующий раз он уступит место.

(Слайд 14)

И конечно, для воспитания положительных черт характера требуется 5) положительный стимул – это .

Ребята предлагают свои варианты ответов:

Общество и т.д.

Ребята вступают в дискуссию по теме.

Пример родных.

Обучение, повторение, привычка.

Осуждение или одобрение поступков своих товарищей.

Мальчик поступил плохо, не уступив старушке место. В следующий раз он исправится.

8. Рефлексия деятельности.

Итог урока.

(Слайд 15)

Итак, наш урок подошёл к концу. Ребята, всё в ваших руках. Теперь вы знаете, что такое характер и как над ним работать.

Вам понравился урок?

Спасибо, всем за участие.

Да. (большой палец вверх)

Нет. (большой палец вниз)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по внеурочной деятельности (ФГОС) в

6 «А» классе

Учитель: Чурикова Светлана Юрьевна

Тема: « Как сформировать свой характер?»

Тип урока: внеурочная деятельность.

Курс: «Моё портфолио».

Цель: формирование положительных черт характера и позитивного отношения к людям и окружающему миру.

Задачи:

  1. Дать возможность детям научиться самоанализу своих черт характера и поступков;
  2. Дать возможность детям научиться отличать положительные черты характера от отрицательных;
  3. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
  4. Изучать индивидуальные особенности детей посредством погружения их в ситуации морального выбора;

Используемые технологии: в рамках системно-деятельностного подхода используются информационно-коммуникационные технологии.

Используемые методы обучения: наглядность, объяснительно-иллюстративный; словесный; поисковый; аналитический, репродуктивный, игровой.

Оборудование: компьютер, электронная доска, тканевый стенд, аудио-проигрыватель, колонки, раздаточный материал, музыкальное сопровождение, презентация на тему.

Форма проведения: классный час

Продолжительность: 1 урок (40 минут)

План урока

I. Организационный момент. Приветствие. (1 мин.)

II. Постановка целей урока и мотивация. (4 мин.)

III. Основная часть. Работа над темой. (10 мин.)

IV. Практическая часть урока. Задание 1. (5 мин.)

V. Практическая часть урока. Задание 2. Игра – «Прекрасный сад». (6 мин.)

VII. Практическая часть урока. Задание 3. «Мои недостатки» (5 мин.)

VII. Обобщающая часть урока. Выводы. Как сформировать свой характер? (8 мин.).

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). (1 мин.)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент. Приветствие

(1 мин.)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести классный час. И мы начнём наш классный час необычно.

Ребята приветствуют учителя.

2.Постановка учебной задачи.

(4 мин.)

Это этап мотивации и целеполагания.

Ребята формулируют тему урока – характер.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные

Метод : подводящий к теме диалог.

Посмотрите друг на друга. Скажите, пожалуйста, у нас есть что-то общее?

Т.е., можно сказать, что мы похожи друг на друга?

А можно сказать, что мы все одинаковые?

А чем мы отличаемся друг от друга?

Правильно, ребята!, У нас у всех разные темпераменты, разный характер. Тема нашего классного часа «Как сформировать свой характер?» (Слайд 1).

Ребята отвечают, что у нас у всех есть руки, ноги, голова, уши и т.д.

Да, похожи. Нет, не похожи (разные варианты ответов).

Нет, нельзя! Мы похожи, но мы не одинаковые. Мы все разные.

Чертами лица, вкусами, характером!

3. Основная часть. Работа над темой.

(10 мин.)

Определение понятий – характер, черты характера.

УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные.

Метод : лекция с просмотром слайдов презентации, беседа, дискуссия по теме.

Ребята, давайте познакомимся с понятием “характер”, подумаем, как можно выработать у себя те или иные черты характера.

Характер - в переводе с древнегреческого означает “чеканка”, “печать”. (Слайд 2)

В самом деле, с одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой – характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. Вам приходилось слышать, когда о ком-то говорят: «У него золотой характер»? Как вы думаете, что такое « золотой характер »?

А как бы вы охарактеризовали человека с « ужасным характером »?

Правильно! Молодцы! (Слайд 3)

Наш характер – это проявление того, как мы привыкли поступать, относиться к людям, разрешать спорные вопросы и конфликты. Например, кто-то старается выполнять свою работу на совесть, а кто-то как попало.

Когда говорят «он добродушен, внимателен» - это характеристика отношения человека к другим людям.

У каждого человека свой характер, он, как в зеркале отражается в его поступках (Слайд 4) .

Восточная пословица гласит (Слайд 5) :

«ПОСЕЕШЬ ПОСТУПОК – ПОЖНЁШЬ ПРИВЫЧКУ,

ПОСЕЕШЬ ПРИВЫЧКУ – ПОЖНЁШЬ ХАРАКТЕР,

ПОСЕЕШЬ ХАРАКТЕР – ПОЖНЁШЬ СУДЬБУ»

Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично.

Ребята, а как вы думаете, сколько насчитывается черт характера?

Психологи подсчитали: около 1300 наименований черт характера, т.е., составляя словесный портрет человека, можно назвать, не повторяя, более тысячи качеств (Слайд 6) .

Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим.

Ребята,какие черты характера вы знаете? (Слайд 7)

Аккуратность, доброта, дружелюбие, замкнутость, жадность, безответственность, находчивость, жизнерадостность, отзывчивость, завистливость, исполнительность, общительность, скромность, трудолюбие, вежливость, смелость, равнодушие, ответственность, щедрость, упрямство, неряшливость, умение прощать, смелость, капризность, опрятность, честность, зазнайство, благодарность, хитрость, гордость, ум, обидчивость, общительность, трудолюбие, хороший вкус, терпеливость, эгоизм, мужество, лень, предательство, верность, смекалка, трусость, забывчивость, исполнительность, заботливость, пунктуальность, неусидчивость, усидчивость, отвага, грубость, щедрость, грусть, справедливость, любознательность, беспечность и т.д.

золотой характер » (добрый, умный, терпеливый, вежливый и т.д.)

Ребята называют черты, характеризующие « ужасный характер » (злой, глупый, грубый и т.д.)

Ребята предлагают свои варианты

Ребята называют разные черты характера.

4. Практическая часть урока.

(5 мин.)

Задание 1 – распредели черты характера на положительные и отрицательные .

УУД: самоанализ, познавательные, регулятивные.

Результатом этого этапа является усвоение различий между положительными и отрицательными чертами характера. Это этап реализации, практических навыков ребят, основанных на собственном жизненном опыте.

Метод : работа у доски и на местах.

Ребята, разделите, пожалуйста, черты характера на те, которые помогают вам в жизни (положительные ), и на те, которые мешают вам в жизни (отрицательные ), чтобы получилось два столбика. (Слайд 7)

Молодцы!

Скажите, пожалуйста, а бывают люди только с положительными чертами характера или только с отрицательными?

Характер человека, словно цветочный букет, состоит из множества черт характера – как положительных, так и отрицательных (Слайд 8) .

Двое добровольцев выходят к доске: один записывает в столбик положительные черты характера, а другой – отрицательные .

Нет, не бывает.

5. Практическая часть урока.

Игра – «Прекрасный сад»

(6 мин.)

Задание 2 – напишите на каждом лепестке цветов положительные качества вашего характера

Дети заранее выполнили заготовки цветов.

УУД: самоанализ

Метод : игра.

Ребята, подумайте, пожалуйста, какие положительные черты характера присущи вам? Возьмите цветы и напишите на каждом лепестке ваши положительные качества характера.

Я приглашаю всех принять участие в создании «Прекрасного сада» (Слайд 9) .

Участникам предлагается взять свой цветок. Ведущий подготавливает стенд из однотонной ткани, раздает каждому участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

В это время звучит музыкальный фон для «Прекрасного сада».

Ребята, полюбуйтесь, какой получился у нас «прекрасный сад». Какие прекрасные качества характера вы записали на лепестках.

Дети работают с заготовками цветов, записывая положительные качества своего характера на лепестках.

Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок на «поляну».

6. Практическая часть урока.

Упражнение - «Мои недостатки»

(5 мин.)

Задание 3 – обведите свою руку, напишите на каждом пальце отрицательные качества вашего характера

УУД: самоанализ

Метод : дискуссия по теме, игра.

А теперь я бы предложила вам выполнить упражнение «Мои недостатки» (Слайд 10).

У каждого человека есть свои недостатки.

Что же такое – недостаток ? (Слайд 11)

Недостаток – это положительное качество, которое недостаточно развито. Например, если ты ленив – значит, тебе недостаёт прилежания, старания, усидчивости, ответственности. Если ты не дружелюбен – значит, тебе не хватает дружелюбия.

Попробуйте оценить себя честно.

Возьмите лист бумаги, обведите контур своей руки и на каждом пальце напишите то качество, которое вы бы хотели в себе изменить или исправить.

Молодцы! Оставьте эти листики себе, чтобы знать, над какими качествами характера вам нужно работать.

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Ребята выполняют задание: обводят карандашом свою руку на листе бумаги, записывают на каждом пальце отрицательные качества своего характера.

7. Обобщающая часть урока. Выводы.

Как сформировать свой характер?

(8 мин.)

УУД: догадка, анализ, обращение к собственному жизненному опыту ребят, выводы из полученной на уроке информации.

Метод : беседа, с наводящими вопросами, дискуссия, погружение ребят в ситуацию нравственного выбора. Показ слайдов на тему.

Скажите, а что влияет на формирование нашего характера? Тогда мы поймём, как можно исправить какие-то качества характера или воспитать в себе положительные качества? (Слайд 12)

Правильно! Наш характер формируют:

Семья; - сад, школа; друзья;- общество.

(Слайд 13)

С младенчества мы находимся в семье и перед нами пример поведения наших родных. Значит, для воспитания характера нужен:

1) положительный пример .

2) обучение . А обучение – это повторение . Значит, для выработки определённых черт характера нужно

3) регулярное повторение каких-то поступков, чтобы они вошли в привычку . Например, выработать в себе привычку здороваться, чтобы приобрести такое качество характера, как – вежливость.

(Слайд 15)

Друзья тоже служат для нас 4) нравственным ориентиром : мы можем видеть недостатки друзей или их положительные качества. О недостатках мы сообщаем друзьям, чтобы они могли их исправить, поработать над этими качествами, а положительные черты можем взять себе на вооружение и постараться выработать в себе такие же качества.

(Слайд 16)

Общество тоже служит для нас нравственным ориентиром – чтобы мы понимали, что мы делаем хорошо, а что – плохо. Например, в автобусе мальчик не уступил место старенькой бабушке – это хорошо или плохо? Общество помогает понять этому мальчику, что он поступил плохо. Значит, в следующий раз он уступит место.

(Слайд 17)

И конечно, для воспитания положительных черт характера требуется 5) положительный стимул – это любовь своей семьи, поддержка друзей, поощрение учителей, одобрение общества .

Ребята предлагают свои варианты ответов:

Семья

Школа

Друзья

Общество и т.д.

Ребята вступают в дискуссию по теме.

Пример родных.

Обучение, повторение, привычка.

Осуждение или одобрение поступков своих товарищей.

Мальчик поступил плохо, не уступив старушке место. В следующий раз он исправится.

8. Рефлексия деятельности.

(1 мин.)

Итог урока.

(Слайд 18)

Итак, наш урок подошёл к концу. Ребята, всё в ваших руках. Теперь вы знаете, что такое характер и как над ним работать.

Вам понравился урок?

Спасибо, всем за участие.

Да . (большой палец вверх)

Нет . (большой палец вниз)


Одной из главных новаций введения ФГОС стала необходимость пересмотра процесса организации внеучебной работы школьников. — комплекс видов активности (кроме обучения), реализация которых способствует успешному освоению детьми основной образовательной программы — позволяет гарантировать достижение ряда задач, к числу которых относятся следующие:

Максимально допустимое количество часов, отводимых под внеучебную деятельность согласно ФГОС

Основной документ планирования используется в качестве опорного акта при анализе внеучебной активности за прошедший год, поэтому от качества его составления зависит не только результативность работы педагогического состава, но и эффективность итогового мониторинга.

При планировании активности учащихся во внеурочное время следует учитывать следующие факторы:

  1. Доля аудиторных занятий не должна превышать 50 % общего показателя досугового времяпровождения.
  2. Внеучебная работа должна характеризоваться ориентированностью на программные требования и познавательные потребности детей.
  3. Время, отведенное на содержательный досуг, не зависит от показателей максимально допустимой учебной нагрузки школьников.
  4. Внеурочную активность следует реализовать в формах, отличных от традиционных урочных.
  5. Реализацию основного образовательного комплекса и досуговых занятий необходимо разделять динамической паузой, продолжительностью от 40 минут.
  6. В систему внеурочной активности должны включаться как регулярные занятия, так и интенсивы — содержательно насыщенные, сложные формы организации досуга (экспедиции, походы, экскурсии).
  7. Комплектование групп для разных видов деятельности должно производиться не по возрастному принципу, а в соответствии с интересами учащихся. Численность группы не должна превышать 15 человек. В случаях, когда количество желающих значительно превышает показатели комплектности, при наличии кадровых и материально-технических ресурсов рекомендуется деление одного класса-комплекта на подгруппы.

Программа внеурочной деятельности по ФГОС

Программное обеспечение комплекса внеурочной работы составляется на основе примерных программ, адаптированных с учетом особенностей функционирования школы, или на базе авторских разработок педагогического коллектива. Допускается использование двух типов программ, соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся:

  • методические рекомендации, разработанные для школьников определенной возрастной группы ;
  • комплексные программы, рассчитанные на весь период обучения. Такие программные документы разделяются на этапы в соответствии со ступенями обучения.

Содержание выбранной программы организации внеурочной деятельности по ФГОС должно отражать особенности содержательного досуга, цели и задачи внеучебной работы, планируемые результаты. В случае обеспечения реализации в школе внеурочной работы по нескольким направлениям, в главном методическом документе важно отразить модули, соответствующие различным направлениям обучения и воспитания.

Количество внеаудиторных и аудиторных занятий (которые не должны превышать 50 % от общего числа деятельности) — еще один важный пункт программного содержания, которое может реализоваться как в отдельном классе, так и в учебных группах, составленных в соответствии с интересами школьников.

Проработанная программа внеучебной активности утверждается на педагогическом совете и заверяется руководителем образовательной организации.

Рабочая программа внеурочной деятельности

В ходе методической разработки содержания досуга учащихся школы педагоги часто сталкиваются с необходимостью адаптации и проработки нескольких программных документов, что позволяет максимально удовлетворить социальный заказ и создать в образовательном учреждении комплекс дополнительного образования.

В современной педагогической науке принято выделять такие типы программ по внеучебной деятельности:

  1. Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности , содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей).
  2. Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.
  3. Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности , предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.
  4. Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).
  5. Возрастные, составляемые с учетом возрастного фактора.
  6. Авторские программы, отражающие региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей или приоритетные направления развития ОУ.

Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усилий ответственного учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности.

Специалисты службы психологической поддержки отмечают, что внеурочное время создает оптимальные условия для облегчения процесса адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам:

  1. Принцип учета возрастных и индивидуальных факторов.
  2. Принцип обеспечения коммуникативной активности.
  3. Сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой.
  4. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
  5. Принцип добровольности участия.
  6. Принцип занимательности и новизны содержания учебного материала.

Внеурочная деятельность младших школьников

Досуговая работа в начальной школе отличается об базового компонента внеучебной активности простотой организационной структуры, что вызвано несформированностью интересов младших школьников. Практически занятия, которые проводятся вне базисного образовательного блока, можно разделить на две категории:

  • организация активности в учебных кабинетах;
  • выездные мероприятия.

Смена обстановки благотворно сказывается на активности учащихся, поэтому работу в классе следует организовывать по принципам, качественно отличимых от урочных. Неожиданно положительный эффект может дать даже перестановка классной мебели, выполненная по одной из представленных схем:

Использование нетрадиционных педагогических практик, новаторских образовательных решений позволяет создать атмосферу творчества, достичь базовых целей организации внеурочной деятельности и содержательного досуга младших школьников :

  1. Обеспечить процесс успешной адаптации детей в начальной школе.
  2. Повысить уровень мотивации к обучению, активному познанию окружающего мира, ведению творческих поисков .
  3. Сформировать положительные качества личности, обеспечить высокий нравственный и культурный уровень учащихся.
  4. Обеспечить положительный эмоциональный микроклимат в классном коллективе.

Анализ внеурочной деятельности

Функционирование комплекса досуговой деятельности в школе не должно быть хаотичным и разрозненным. В свете необходимости систематического совершенствования организации и осуществления внеучебной педагогической работы в конце учебного года целесообразно проводить мониторинг, позволяющий выявить уровень востребованности кружковой и секционной работы, отношение школьников и их родителей к предложенным видам активности, определить особенности актуального социального заказа.

На основе результатов проведенного мониторинга составляется анализ школьной внеурочной деятельности — базовый отчетный документ, который может быть составлен в описательной форме с включением графиков и таблиц. В структуру данного документа следует включить следующие подразделы:

  1. Перечень регулярных занятий (кружков, секций) и интенсивов (походов, выездных экскурсий), проведенных в течение года.
  2. Сравнение показателей вовлеченности учащихся во внеучебную работу за прошедший и нынешний учебные годы. Анализ результатов.
  3. Данные опроса детей и родителей, на основе которых можно выявить наиболее востребованные формы и виды дополнительного образования.
  4. Результаты комплекса внеурочной деятельности (данные оценивания, список достижений учащихся).
  5. Разработки маршрутных листов по совершенствованию внеурочного образовательного комплекса.

МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа»

Материалы для проведения муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мое лучшее занятие

по внеурочной деятельности »

Учитель начальных классов:

Фарафонова Оксана Васильевна

2017 г.

Пояснительная записка к внеурочному занятию

«Занимательная математика» по теме «В царстве смекалки»

Учитель: Фарафонова Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа»

Направление: общеинтеллектуальное

Занятия проводятся один раз в неделю.

Характеристика класса: В классе 11 учащихся: 6 девочек и 5 мальчиков. Из них – 5 хорошистов (то есть 45% учащихся усваивают программный материал на достаточном и высоком уровне). В классе есть победители дистанционных олимпиад, творческих конкурсов.

У ребят класса сформирована учебная мотивация, учебные способности учащихся – выше среднего. Необходимо отметить высокую познавательную активность большинства учащихся, способность к самостоятельной творческой деятельности. Дети очень любознательны, сообразительны при выполнении разнообразных заданий проблемного характера. Они умеют самостоятельно работать с новым произведением, в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, математических играх. Также умеют рассматривать, читать, получать необходимую информацию, как из книг, так и из других изданий (справочных, энциклопедических), участвовать в беседе. В классе достаточно большое количество лидеров. Дети умеют отстаивать свою точку зрения, заинтересованы в результате познавательной деятельности, активно сотрудничают друг с другом для решения образовательных задач.

Практическая ценность занятия состоит: во-первых, в освоении новых форм внеурочной деятельности (как средство реализации ФГОС НОО 2-го поколения), а во-вторых, в создании на занятии условий для проявления познавательной активности учащихся.

Достигаю этого следующими путями:

    стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;

    оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;

    поощряю стремление ученика находить свой способ решения, анализировать ответы (свои и одноклассников).

Внеурочное занятие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2-го поколения, направлено на достижение 3-х групп результатов (с приоритетом метапредметных результатов).

Выбранная форма организации занятия обусловлена личностными особенностями учащихся класса (способность к сотрудничеству и совместному добыванию знаний), а также деятельностным характером внеурочного занятия.

Сценарий внеурочного занятия «Занимательная математика»

Учитель: Фарафонова Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа »

Тема: В царстве смекалки

Цель:

Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Задачи занятия:

Обучающие:

Актуализация знаний и расширение представлений о понятии «математика».

Способствовать формированию интереса к урокам математики, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.

Развивающие:

Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).

Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).

Воспитательные:

Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики,как необходимого условия для саморазвития.

Создание условий для формирования познавательного интереса.

Планируемые результаты (УУД):
Личнoстные:
- знать коллективные формы общения;

- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

Познавательные:

Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам, решать задачи на смекалку;

Регулятивные УУД:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Ведущая образовательная технология : технология деятельностного метода.

Методы и приёмы: беседа; приемы активизации мыслительной деятельности, моделирование, проектирование, приемы самооценки, приемы технологии сотрудничества.

Организация учебного пространства: групповая, индивидуальная, игровая технология

Форма проведения урока: занятие-игра.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование:

карточки с заданиями,

презентация.

геометрические фигуры.

эмблемы команд "Круг", "Квадрат",

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности.

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название Страны занимательной математики.

Все мы утром делаем зарядку, а ещё есть зарядка для ума.

Вот сегодня мы ей и займемся.

II. Самоопределение темы и цели занятия.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме

Мы сегодня отправляемся в путешествие в ЦАРСТВО, а вот какое вы узнаете, когда расшифруете слово.

«Расшифруй тему» (работа в группе)

70-43 К 90-37 А

50-16 С 80-49 Л

60-25 Е 40-14 К

90-61 М 80-28 А

Молодцы, мы с вами отправляемся в ЦАРСВО СМЕКАЛКИ.

Девизом нашего занятия будут слова – СМЕКАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ.

А сопровождать нас будет… КТО? Сейчас узнаем.

Возьмите листы и по моей команде выполняйте задания.

Графический диктант.

3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1

вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1

влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1

вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Добавьте глазки, ротик и ушки- антенны.

У вас получился Знайка Математики.

Он будет нас сопровождать.

Испытание нас ждёт,

Отправляемся вперёд.

Счетный конкурс открываю,

И команды представляю

III. Актуализация знаний.

Предметные:

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя;

Проговаривать последовательность

действий;

Учиться высказывать своё предположение.

В Царстве Смекалки, в Числовом государстве вместе с числами и знаками жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Но однажды случилась беда - Василиса исчезла.

Иван-Царевич потужил, погоревал, да делать нечего и решил отправиться на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

Какие же задачи мы перед собой поставим? (Помочь И-Ц найти В.П.)

Да, знания по математике нужны и в обычной жизни, и в сказках.

Вот мы и проверим свои знания, умения, способности по математике в необычной ситуации, в новой обстановке.

I Y . Деятельность по реализации целей занятия.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий;

Учиться высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию:

делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

–А кто похитил Василису?

Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.

На спасение Василисы отправятся русские богатыри – у нас это команды

В конце путешествия мы узнаем, какой же богатырь найдет Василису первым. А для этого мы будем соревноваться.

Осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть математическим

Команды, представьтесь.

Первая команда – «Треугольник»

Вот команда «Треугольник»

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

Капитан команды – ,,,,,

Вторая команда – «Круг»

У команды второй здесь

Всех достоинств и не счесть.

Номер два зовется «Кругом»

Стойкие и друг за другом!

Капитан команды – ,,,,,

Прежде, чем приступить к игре хочу вам напомнить, что играет вся команда.

Жетон получает тот ученик, который дал правильный ответ. По количеству набранных жетонов мы определим, во-первых, самого активного ученика,

во-вторых, победившую команду. Но, прежде чем дать ответ, хорошенько подумайте, не спешите.

Правила игры.

Чтоб все в игре прошло без заминки,

Её мы начнем, ну конечно, с разминки!

Числа сходятся где-то во тьме

И глаза начинают светиться!

И кругом только умные лица,

Потому, что считаем в уме.

Итак, турнир я открываю,

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать

Y . Работа по теме занятия

Первый тур

Работа в паре: разложите карточки лесного лото в порядке уменьшения,откройте четные числа, какое слово у вас получилось?

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

К О Щ Е Й

Кто же похитил Василису?

Но Кощей не хочет сдаваться и задаёт нам каверзные вопросы.

1)Устный счет.

1. Игровое поле (слайд)

Составьте примеры на умножение и деление с результатами из квадрата

Я начинаю

(ответы детей: 6*6=36,2*6=12,1*6=6,6*7=42,56:8=7,63:9=7,)

2. Составь все возможные трёхзначные числа , используя цифры – 1, 4 8, так, чтобы они не повторялись. Дайте характеристику любому числу.

(148,184,418,481,814,841)

3.Логические задачи.

Попеременно задаются вопросы первой и второй команде.

1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?(3)

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?(30)

3. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось?(6)

4. У линейки 4 угла, если один угол срезать, сколько углов останется?(5)

5. К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать» ?(12)

6. Сколько цветов у радуги?(7)

Второй тур

Поможем Ивану-Царевичу выбрать верную дорогу.

Второй тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Есть здесь ребусы, шарады.

За разгадку всем награды.

«Отгадай ребус»(Слайд)



Задание 2. 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 20,27.

Из данных чисел нужно выбрать и записать три числа, которые в сумме составляют 60. Запишите все возможные варианты.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Проверь себя (слайд)

Задание 3.

Задачи на смекалку


Y I . Физминутка для глаз

Молодцы, ребята!

Давайте и мы посмотрим как двигается бабочка и посадим её на цветочек.

(следим только глазами)

Дыхательная гимнастика

Переведём дух с облегчением. Подышим ровно, спокойно.

Встанем тихонечко. Потянемся к солнышку, ладошками вверх.

Вдох шумно через нос, выдох плавно спокойно через рот.

Одну половину носа закрыть, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую.

Вдох через нос, на выдохе произнести: «Ау!»

Массаж для носа и ушей. Помассировать мочки уха. Подёргать вниз себя за ушки, а потом за серединку. Потянуть ушко в сторону.

3) Какую цифру надо поставить вместо звездочек, чтобы запись была верной?

Третий тур: Геометрический.

Отдохнувшие, с новыми силами продолжим наш путь. Не струсите, не испугаетесь?

1)Игра «Угадай фигуру» (Фронтальная работа )

    Четыре стороны, четыре прямых угла, все стороны равные. (Квадрат)

    Три угла, три вершины, три стороны. (Треугольник)

    Четыре угла, четыре стороны, стороны не равные. (Четырёхугольник)

4.Четыре прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равные. (Прямоугольник)

Физминутка

Солнце высоко. Путь лежит далёко. Притомился И-Ц в дороге, решил он прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнём, сделаем зарядку.

Упражнения для шеи, глаз, корпуса.

Шея вниз –назад, влево –вправо.

Руки на пояс, наклоны влево- вправо.

Отвести плечи назад, расправить грудь, свести лопатки.

Крепко зажмуриться от страха- открыли широко- удивились.

Поморгали часто- часто.

Рисуем кружок, треугольник, квадрат, восьмёрку.

2) Задание (Групповая работа ) (Слайд)

Раздели квадрат со стороной 4 см на 4 равные стороны разными способами.

Проверка. Делим квадрат на магнитно- маркерной доске на части.

3)Задание на смекалку. (Работа в группе )

Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Нарисуй, как это сделать?

Y II. Подведение итогов занятия.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности товарищей;

Формировать положительную учебную мотивацию

Вот мы и справились. С нашей помощью освободил

Иван Царевич Василису, вернулись наши герои в свою сказку, в царство смекалки. Благодарят нас за помощь. И говорят:

Ребята! Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра. Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности и сможете помочь ещё многим героям.

YII I . Рефлексия

Регулятивные УУД:

осуществление контроля своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, оценивание своей деятельности.

Личностные УУД:

работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.У меня получилось…

8.Меня удивило…

9.Я попробую…

Подсчитывается число жетонов, объявляется команда победительница, называются лучшие участники игры.

Учитель: Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей, а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы в вашей жизни не было не решенных задач.

Наше занятие хочу закончить словами Ж.Ж.Руссо

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

IX . Домашнее задание

Составить ребус

Список литературы

    Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2010.

    Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2006.

    Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Занимательные задачи для маленьких. Москва 2004.

    Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007.

Рецензия на внеурочное занятие «В царстве смекалки»

Цель – Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Учителем, исходя из поставленной цели, выбрана нетрадиционная форма внеурочной деятельности (игра) – «В царстве смекалки». Выбор формы занятия обусловлен апробацией современных форм организации образовательного процесса с целью реализации ФГОС начального общего образования.

Для достижения цели используется технология деятельностного метода обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Занятие направлено на достижение таких личностных результатов,

Учитель разнообразными методическими средствами формирует такие метапредметные результаты, как умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Занятие построено по принципу учебного диалога. Форма проведения занятия, методические средства, которыми пользуются учитель на данном занятии, способствуют развитию умения использовать знания в нестандартной ситуации, развивают самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.

Учитель способствует формированию самоконтроля и самооценки учащихся (осознание области знания и незнания, умение находить допущенную ошибку и исправлять ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи).

На занятии осуществлялась связь изучаемого материала с жизнью , использование метапредметных связей (литературное чтение, окружающий мир, математика).

О результативности урока говорит высокий познавательный интерес учащихся, осознанность ответов по теме занятия во время последующих уроков.

Организация: Чатлыковская средняя общеобразовательная школа

Населенный пункт: Свердловская область, с. Чатлык

Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося, т.е. его готовности сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях, должен опираться на определенные внутренние ресурсы учащегося, к которым, помимо знаний, навыков, предметных умений, следует отнести освоенные способы деятельности.

По мнению многих исследователей, эффективно работающая команда намного превосходит по возможностям простую сумму возможностей ее непосредственных участников. За счет системного эффекта, когда достоинства одних дополняются знаниями и достижениями других, а недостатки становятся стимулом к общему развитию, команда достигает поставленных целей быстрее и легче, нежели отдельный человек. Поэтому необходимость групповой работы в процессе учебной деятельности школьников постоянно актуализируется педагогам.

Но, все выше сказанное относится только к правильно организованной групповой работе, к эффективному групповому взаимодействию. Что делает людей, собравшихся вместе, командой? По каким законам строится групповое взаимодействие? Что повышает и что понижает его эффективность? Ответы на эти и другие важные вопросы должны непременно знать организаторы групповой работы. И если в младших классах эту роль безраздельно берет на себя учитель, то в среднем звене он должен делить ответственность с участниками группового взаимодействия – самими учениками.

Включаясь в групповую работу над проектом, подростки меньше всего озабочены правильным составом группы, соблюдением основных законов взаимодействия. Ими движет чаще всего или общий интерес, или общая цель, или дружеские симпатии. Задача педагога – помочь ребятам превратить случайно или даже спонтанно возникшую группу единомышленников (а то и просто приятелей) в эффективно работающую команду.

Для этого необходимо, чтобы ученики были знакомы с основами командообразования, умели правильно и продуктивно вести себя при возникновении конфликтов, были готовы разделить ответственность за результат коллективного труда – как при успехе, так и при неудаче.

Именно формированию навыков группового взаимодействия как составляющих коммуникативной компетентности посвящен цикл внеклассных занятий в 5 классе МКОУ «Чатлыковская СОШ». Модуль воспитательной работы «Как работать вместе» реализуется в рамках внеурочной проектной деятельности. тематика занятий – разнообразная, подобрана в соответствии с задачами проектной деятельности, возрастными особенностями пятиклассников и заявленными в программе результатами. Основной акцент делается на формирование следующих результатов:

Умения включатся в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

Умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);

Умения разделять ответственность в процессе коллективного труда.

Тематическое планирование программы:

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

1. Что такое команда?

2. Зона личного комфорта

3. Взаимодействие в команде: командные роли

4. Взаимодействие в команде: работаем вместе

Тренинговое занятие с элементами проектной деятельности

5. Способы разрешения конфликтов

6. Стратегии группового взаимодействия

Классный час с элементами лекционного занятия

7. Работа над групповым проектом

Согласно требованиям к уровню сформированности ключевых компетентностей, учащиеся 5-6 класса должны уметь договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в команде (при необходимости пользуясь помощью учителя), высказывать и разъяснять свои идеи в ходе групповой дискуссии и относится к идеям других, либо уточняя, либо аргументируя свое понимание и отношение с помощью вопросов и суждений. Учителю стоит обращать внимание на то, чтобы побуждать к высказываниям как можно большее число учащихся, привлекать их внимание к моментам, нуждающимся в совместном обсуждении, согласовании (таким образом, ребята сами научатся видеть вопросы, которые могут стать предметом коллективного обсуждения).

Поскольку основное предназначение цикла данных занятий – предоставить учащимся опыт командной работы, возможность на практике попробовать различные приемы эффективного командного взаимодействия, то каждое занятие должно носить деятельностный характер.

Рекомендуется начинать отдельные занятия с упражнений-разминок, направленных на создание общей рабочей атмосферы, командного духа. Освоение тем проходит в форме коммуникативных игр или тренингов. Обязательно нужно использовать упражнения на рефлексию.

Помещение, в котором проходят занятия, должно допускать перестановку мебели, освобождение значительного пространства для движений. Тренинги и коммуникативные игры часто предполагают активное перемещение участников. Когда ученики должны работать за столом, целесообразнее организовывать работу по группам (6-8 человек). Традиционное расположение парт и стульев в классе, при котором учащиеся не видят лиц друг друга и вынуждены ориентироваться только на учителя, на занятиях в рамках данной программы недопустимо.

В качестве примера в статье представлен сценарий внеклассного проектного занятия «Работаем вместе».

Сценарий внеклассного проектного занятия «Работаем вместе»

Программа «Как работать вместе»

Класс: 5

Тип занятия: внеурочное, интегрированное, проектное

Необходимые материалы: ватман, гуашь, мука, клей-ПВА, кисточки для рисования, соль, подсолнечное масло, салфетки.

Цель занятия : получение представления о том, что такое команда, командные роли и опыта рефлексии собственной деятельности в качестве командного игрока.

Задачи:

Обучающая:

  • Дать определение понятия команда, командные роли

Развивающие:

  • Развивать четкость выражения своих мыслей;
  • развитие познавательного и творческого интереса.

Воспитательные:

  • Формирование у участников установки на взаимопонимание;
  • Создание творческой атмосферы, развитие творческого самовыражения.

Ход занятия:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

«Разминка». (3 мин .)

У.- «У нас сегодня нестандартный классный час. Посвящен он будет нашей командной работе и микроклимату в классе «Работаем вместе». Чтобы немного отвлечься от школьных забот, мы Вам предлагаем не затягивать и сразу начать играть. Только сначала вспомним о тех правилах работы на нашем занятии».

Правило открытости

Правило искренности

Я - высказываний

Здесь и теперь

Правило личной ответственности

Правило конфиденциальности

Во время обсуждения каждый может высказать свое мнение.

У.- «И обязательное правило нашего классного часа - быть активным».

Приветствие учителя

Называют правила

2. Мотивационная часть (7 мин).

Упражнение «Салфетка» (Каждому обучающемуся выдается салфетка, которая сложена в несколько раз).

У.- У вас в руках салфетка, по моей команде вы выполняете действия: оторвите правый угол, затем нижний левый и т.д. разверните салфетки. Посмотрите на наши салфетки и скажите есть ли одинаковые салфетки. Их нет.

Подвести детей к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

У.- А сейчас проведем еще одно упражнение - «Пусть выйдет ко мне» (Ведущий стоит в центре круга участников и приглашает выйти к себе кого-то, с кем у него есть что-то общее. Например: Алена, выйди ко мне, потому что у нас с тобой длинные волосы. Затем следующий называет человека с кем у него есть сходство).

У.- Мы с вами можем сделать вывод о том что все люди на земле разные, но у них может быть что – то общее.

Ребята давайте вспомним основные признаки командной работы:

Единая цель;

У каждого своя роль;

Правила.

Участие в упражнениях, высказывание своих мыслей.

Называют правила работы в команде

  1. Практическая часть (проект) (15 мин.)

У.- Сегодня мы вам предлагаем поработать в команде. Окунуться в страну волшебной сказки и попробовать стать волшебником. Обратите внимание на наше рабочее место. На нем вы видите рецепт «Волшебных красок» (показывает рецепт) и набор продуктов для красок.

Сегодня мы с вами можем создать волшебные краски и сотворить волшебную страну.

Перед вами стоят волшебные горшочки. Приступаем к замешиванию волшебных красок. Наденьте фартуки.

Я расскажу, как готовить основу красок. Налейте в горшочек полстакана воды и один стакан муки. Начинайте перемешивать пальцами тесто. Затем добавьте 2 столовых ложки соли. Капните в горшочек чуть-чуть подсолнечного масла. Перетирая комочки между пальцев потихоньку разбавляйте тесто водой. Добавьте в тесто 2-3 столовых ложек клея ПВА. Перемешайте. Перед вами лист картона для коллективной работы. Волшебные краски можно выливать на картон, создавая рельефы, можно капать «цвет на цвет», можно поднимать края картона, давая краскам растекаться. Можно размазывать пальцами краски по картону или воспользоваться палочками. Помните мы создаем сказочную страну, поэтому она должна быть красивой, интересной, креативной.

Следует помнить, что вы работаете в команде и совместно отвечаете за результат деятельности. Волшебная страна должна стать вашим совместным достижением. Вы можете проявить творчество и фантазию. Роли в команде вы можете распределить самостоятельно.

Приступайте к работе. На творчество вам дается 5 мин.

Читают совместно с учителем рецепт, готовят продукты для замешивания теста

Участвуют в приготовлении красок

Рисуют волшебную страну

4.Рефлексия

У.- Какого быть волшебником, создавать что-то своими руками?

У.- Что было легко, а что трудно?

У.- Каким образом вы проявляли свое творчество во время работы и какую роль в команде вы занимали?

Как опыт создания сказочной страны поможет нам в реальной жизни?

Отвечают на вопросы

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника / под ред. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006.-224с.

2. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5-9 лет. СПб.: Речь; М.: сфера, 2011.-160с.

3. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт.-сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель, 2010.-191с.

4. Рыкова Н.Н., Низовцева Ю.А. Академия волшебства. Программа развивающих занятий для детей 10-15 лет. – СПб.: Речь, 2011.-128с.

Конспект занятия по внеурочной деятельности на тему: "Вежливые слова. Просьба"

Описание работы: занятие содержит упражнения в употреблении вежливых слов, небольшие инсценировки, иллюстрирующие важность "волшебных слов", детям предлагается проанализировать ситуации и выяснить, как нужно поступать вежливо; дети узнают и систематизируют знания о различии просьбы и приказа. Данное занятие предназначено для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с ФГОС НОО ; материал занятия направлен на развитие коммуникативных навыков у младших школьников.
Годлевская Наталья Борисовна, студентка группы Ш-31 ГБОУ СПО "Ейский педагогический колледж"
Тип занятия: комбинированный.
Технология занятия: игровая, коллективного взаимодействия.
Образовательная цель: научить употреблять различные средства выражения вежливости; познакомить с этикетными выражениями просьбы; научить выбирать уместное для данной ситуации средство выражения просьбы; пользоваться интонацией как средством вежливого обращения просьбы.
Развивающая цель: развивать речь детей, мышление, словарный запас.
Воспитательная цель: воспитывать культуру общения, культуру поведения в обществе, сплочение детского коллектива, формировать чувство товарищества.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию
2) формирование мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
4) формирование уважительного отношения к иному мнению
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха
4) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
5) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, элементарных правил нравственного поведения в мире и людей.
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи
3) установление причинно- следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация (содержание слайдов указано в ходе занятия)

Ход занятия

Учитель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришёл гость кот Леопольд. Кот Леопольд хочет рассказать вам о очень важном качестве любого воспитанного человека. Сравните две ситуации:
1) Денис сказал:
– Никита, дай карандаш, и побыстрее.
2) Саша попросил:
– Никита, дай мне, пожалуйста, карандаш, а то мой сломался.
Учитель: Скажите, чем отличаются эти просьбы? (первая невежливая, а вторая вежливая)
Как вы думаете, кому Никита даст карандаш? Почему? Поднимите руку, кто уже догадался, о чём вам расскажет кот Леопольд.
Учитель: Сегодня вы узнаете о вежливых словах и о том, как правильно высказать просьбу. Ребята, а что значит вежливый?

Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный

Учитель: А где должны соблюдаться привила приличия? (везде) Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.
Учитель: Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? (жесты, мимика, вежливые слова) Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.


Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?
Учитель: Слово оказалось по-настоящему волшебным. Ребята, поднимите руку те, кому уже приходилось просить о чём-то. А что такое просьба?

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.

Учитель: Ребята, как можно выразить просьбу? (жесты, мимика, слова) Сейчас двое из вас покажут сценку, а вам нужно будет её озвучить. (перед занятием учитель предупреждает двух ребят)
Сценка: Стоит стул, на котором сидит один из учеников. Один без слов просит другого уступить место.
Учитель: С помощью чего была выражена просьба? Как её выразить с помощью слов? Сейчас двое из вас покажут эту сценку, только со словами.
Учитель: А теперь ещё двое покажут и со словами, и с жестами.
Учитель: Ребята, кот Леопольд приготовил для вас «Словарики вежливых слов». (Приложение 1) Дежурные раздайте по одному словарику каждому. Прочитайте вежливые слова про себя. Чтение вслух слов первого столбика. Чтение вслух слов второго столбика.


Учитель: Какие слова вы раньше не употребляли в своей речи? Составим предложения-просьбы с этими словосочетаниями. Составим словосочетание с первым словом, вторым и т.д. с опорой на словарик вежливых слов.
Учитель: Ребята, как вы думаете, после этих слов хочется выполнить просьбу? Сейчас будем учиться грамотно выражать обращение с просьбой. А поможет нам в этом план.

План:
1. Обращение.
2. Просьба помочь.
3. Благодарность.

Учитель: В этой последовательности должны строиться обращение с просьбой. С чего начнем? Если это ваш ровесник, то обратимся к нему по имени. А если взрослый человек - по имени и отчеству. Дальше сама просьба. Что обязательно должно быть в просьбе? (волшебное слово) И когда нам ответят согласием, мы должны поблагодарить человека.
Учитель: Сейчас каждый выберет, к кому он обратится с просьбой, проговорит её про себя, а затем озвучит её. Кто будет готов – поднимет руку. У вас есть 1 минута.
Учитель: Молодцы. А теперь послушайте отрывок, и определите, из какой он сказки.

Тогда девочка сказала ему строго:
-Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.


Учитель: Из какой сказки этот отрывок? Это отрывок из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Определите, просьбу ли использовала Мальвина при беседе с Буратино. Так что же использовала Мальвина, обращаясь к Буратино? (приказ) Какие она использовала слова? Чем отличается приказ от просьбы?
На слайд выводятся различия просьбы и приказа


Учитель: Прочитайте, как строятся приказ и просьба про себя. В просьбе присутствуют волшебные слова, а в приказе? (Нет)
Просьбу произносят тихим голосом, глядя прямо в глаза, а приказ? (Строгой, повелительной интонацией.)
Просьба выполняется по желанию, а приказ? (Выполняется обязательно.)
Учитель: А теперь вернемся к отрывку из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино». Как же надо было сказать Мальвине, чтобы Буратино захотел все выполнить? Исправьте слова Мальвины.
Учитель: Сейчас разыграем сценку. В сценке Мальвина будет использовать просьбу, а не приказ, а Буратино выполнит просьбу Мальвины.
Учитель: Увидеть разницу между просьбой и приказом поможет нам отрывок из мультфильма «Возвращение блудного попугая».
Учитель: Кто произносил приказ? А кто просьбу?
Учитель: Вежливость проявляется не только в словах, но и на деле. Послушайте несколько ситуаций, и определите, кто поступает вежливо, а кто нет.
Ситуация 1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько времени?».
Вопросы: Ответит ли прохожий мальчику? Исправьте ситуацию так, чтобы в ней прозвучала вежливая просьба.
Ситуация 2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись.
Вопросы: Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому 11 лет?
Ситуация 3. Учительница задала вопрос классу. Аня знает ответ и, как и положено ученице подняла руку для ответа. А Стёпа выкрикнул ответ, не дав ответить другим ребятам.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Стёпе?
Ситуация 4. На перемене учительница разговаривала с учительницей из параллельного класса. А Оле срочно нужно было что-то спросить, и она перебила разговор.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Оле?
Ситуация 5. Петя пришёл на день рождения к Кате. Петя подготовил слова для поздравления, но Катя сразу же с порога выхватила из рук Пети подарок и начала снимать обёртку, ещё не пригласив гостя в дом.
Вопросы: Кто поступил невежливо? Как нужно было поступить Кате?
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие.
1. С чем сегодня познакомил вас кот Леопольд?
2. Как правильно составить просьбу?
3. Назовите вежливые слова.